Главная > Толкования > Ис. XXVIII, 14-22.
03.03.2017

Ис. XXVIII, 14-22.

Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Господь помощник мой и покровитель мой, Он был мне спасением (Исх 15:2). Помощниками называются те, кто своими деяниями оказывают нам благорасположение. Покровители же суть те, кто защищает других своим могуществом. Но покровительство бывает разным по сути и по назначению. Бог является покровителем для одних людей, а ложь — для других, для тех, которые устраивают все для себя посредством обмана, как говорит Исаия: Ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя.

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Итак, основанием справедливости служит вера, потому что сердца праведных помышляют о вере, и если праведник обвиняет себя, то все-таки веру он почитает за нечто предшествующее справедливости, ибо человек может быть справедливым только тогда, когда он исповедует истину. Почему Господь и говорит через Исаию: Вот я полагаю камень в основание Сиона, — то есть Христа в основание Церкви. Ибо предметом всеобщей веры является Христос. Церковь же есть некоторый образ справедливости, именно потому, что она не знает преимущества отдельных лиц: она за всех молится, за всех действует и за всех искушается. Поэтому кто отвергает себя, тот праведен, тот угоден Христу.

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но в том только случае, если найдет, что ты по совершении греха стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл сделанное тайно, просил братьев потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любовью судит тебя. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие средства, употребляет, наконец, в дело острые орудия. Поэтому любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит и Исаия о Боге: Поставлю суд мерилом и правду весами, — потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого меря мерою, числом и весом.

Отымется от вас завет со смертью, то есть с Ассириянами, которых пророк уподобляет смерти.

Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас

Всякое время — для омовенья, ибо не знаешь отшествия время. Велегласно взываю к тебе с Павлом: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6:2), а словомтеперь обозначает он не известное одно время, но всякое. И еще: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14), прекращающий греховную ночь, потому что в ночи надежда злая, говорит Исаия, и полезнее быть принятым утром.

Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него

И была там слава Господа Бога Израилева не для того, чтобы наслаждаться такою близостью, а для того, чтобы явление ее уничтожало идола ревности и храм. Поэтому в скором времени следует разрушение и города, и храма. И у Исаии написано, что в узкой постели не будут помещаться двое и короткое одеяло не может покрывать обоих, чрез что Писание указывает на такое изречение апостола: Какое согласие между Христом и Велиаром? <…> Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор 6:15-16).

Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие

Хорошо говорит размышление Исаии о нашем спасении и страдании: Чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. Ведь дело Бога — собирать души, которые Он создал, и призывать для радости вечного света. Подвергаться бичеванию, а также покрываться плевками, быть распятым, умереть и быть погребенным — это не дело Бога в Его собственной сущности, но дело человека грешника, который все это заслужил за грех. Но грехи наши Сам претерпел в теле Своем на древе. И Тот, Кто остается в Своей природе всегда непостижимым, в нашей природе удостоен постижения и бичевания, потому что, если бы не принял на Себя то, что было от нашей слабости, никогда бы не поднял нас до могущества Своей силы. Поэтому, чтобы делать Свое дело — дело, не свойственное Ему, и чтобы совершить Свое дело, чужое для Него дело Его, Бог воплотился, чтобы нас поднять до Своей праведности, ради нас, словно человек-грешник, счел достойным, чтобы Его избивали. И чужое дело сделал, как сделал бы собственное, потому что тем, что, уменьшая, бедствия наши взял на Себя, нас, кто Его творения, привел к славе Его силы, в которой живет и царствует Бог с Богом Отцом в единстве Духа Святого, во веки веков. Аминь.

Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли

Они не понимают, что Бог с великой избирательностью дарует каждому времени то, что ему подобает: в законе Он повелевает вступать в брак, а в Евангелии призывает к девству, в законе велит отнимать око за око, а в Евангелии — подставлять ударяющему другую щеку. То был Завет народу слабому, а это — народу, поистине совершенному. Каждому времени Бог предоставляет свое — то, что ему соответствует. И все же из-за этого изменения не следует полагать, что Бог подвержен изменениям. Напротив, Его следует считать удивительным, ибо, оставаясь неизменным, Он (как мы сказали) с великой избирательностью дарует каждому времени то, что ему подобает. В Ветхом Завете грехи меньше вменялись в вину, ибо в нем содержалась не сама истина, а тень истины. Ведь Новый Завет призывает нас воздерживаться от деяний, разрешенных древними постановлениями, которые у того народа являли собой тень истины. Тогда даже разврат и отмщение за несправедливость позволялись и не карались. Согласно же Новому Завету, если кто совершит эти грехи, то будет подвергнут великому наказанию. Для того, чтобы войти в Царство Небесное, чадам Церкви достаточно вместо любого закона усвоить Символ Веры и молитву Господню. Ведь в молитве Господней и в кратком Символе содержится все Писание.