Главная > Статьи > Православная семья > Беседа десятая. Пожилые люди в семье
23.10.2015

Беседа десятая. Пожилые люди в семье

Продолжаем публикацию отрывков из книги Константина Ганотиса «Исповедь одного родителя».

В Библии говорится об одном удивительном факте: первые поколения людей после изгнания прародителей из Рая жили сотни лет, а некоторые из них – почти тысячу лет! Таким образом, десятки поколений проводили свою жизнь рядом с родоначальником, старейшим в роду человеком.

И патриархи Авраам, Исаак и Иаков тоже жили вместе какое-то время. По словам Иоанна Златоуста, причина такого долгожительства могла заключаться в необходимости и возможности для новых поколений узнавать историю той эпохи до того, как была придумана письменность. Пожилые люди становились живой историей. При наличии стольких бабушек и дедушек, люди век за веком могли формировать в себе картину мира и образ человечества, а также узнавать правду о своей истории.

С тех пор, за прошедшие десятки и сотни веков, человеческая цивилизация изменилась, и в современную эпоху людям уже представляется, будто пожилые люди не нужны. Мы больше не просим у них свидетельства о недавней истории нашей страны. При помощи письменных и электронных средств информации мы научились сами составлять и моделировать историческое прошлое, придавая ему разные формы, в зависимости от той идеологии, приверженцами которой являемся. И людям уже не нужны ни живые свидетельства стариков, ни уважение к нравам и обычаям прежних поколений.

Не принимая иной философии жизни, кроме современной, мы хотим твёрдо знать и верить, что наши отцы делали всё то же и так же, как это делаем мы в аналогичных случаях. Получается, что родители и деды нам не нужны, поскольку самим своим существованием напоминают нам о нашей неправоте, мало того, иметь их даже вредно и невыгодно, поэтому и построили мы столькодомов престарелых, чтобы отдалить их от себя, закрыть там и на этом успокоиться.

И вот, наши собственные дома теряют теплоту, заботу,внимание и нежность, нашим детям уже не с кем поговорить, когда родители пропадают на работе часами и сутками… Да и родители почти всегда уставшие, они нервничают и спешат, а если и снисходят до разговора с детьми, то делают это со своей присущей взрослым логикой и реализмом, не умея или не успевая подстраиваться под психологию детей. Выходит, что два поколения – родители и дети – совсем не понимают друг друга. Поэтому такое широкое распространение получили мультфильмы, и ведь большинство родителей вздыхают с облегчением, потому что с их помощью можно отвлечь ребёнка, пока сами они дома и «занимаются своими делами»…

Сегодня нередко в домах нет ни следа, ни чувства прошлого, почти никто не помнит ни праздники, ни посты, ни память святых, практически забыта и народная культура, с её традициями, былинами, сказками, песнями…

Народная культура – единственная, обращённая по-настоящему к человеку, – находится в полном забвении и сохраняется лишь в книгах о фольклоре, да и в этнографических музеях её показывают, как будто это какой-то особый, экзотический мир, на который и стóит-то взглянуть лишь ради любопытства.

Ребёнок учится в современной семье уважать и почитать тех людей, которые дают ему материальные блага. Поэтому в наших семьях становится всё меньше стариков и младенцев, уход за которыми требует столько сил и денежных затрат. А в семье, которая участвует в церковной жизни и где царит любовь и терпение, присутствие дедушек и бабушек желанно.

Мы видим, что наши истинные, настоящие обычаи и нравы, как и наш язык, очень старинные, и простое получение информации о них не в состоянии передать нам эти культурные корни, в то время как через бабушек и дедушек они переходят к нам очень органично, через действие и чувство, как сама жизнь.

Разумеется, можно сказать, что мы сейчас говорим о каких-то идеальных дедушках и бабушках, приводим идиллические картины, тогда как в реальности всё совсем иначе. Бывают пожилые люди, в которых живут любовь, благодать, уют и необыкновенное обаяниеих возраста, а встречаются старички с тяжёлым характером,упрямые и своенравные, причиняющие беспокойство иназойливые. Есть, к примеру, старушки, которые способны рассорить семейную пару или вывести из себя детей ворчанием, ругательствами и даже проклятиями. Именно о таких случаях рассказывают обычно члены семьи, решившие отправить своих родственников в дом престарелых.

Во время службы на родительские субботы храм заполняется во многом именно пожилыми прихожанами и прихожанками, которые приносят поминальное коливо и зажигают свечи об упокоении своих почивших горячо любимых супругов, родных, друзей. И этим преподают нам, следующим поколениям, наглядный и жизненный урок о том, что такое любовь на века, свидетельствуют о любви до смерти и … после смерти. И нет более поучительного зрелища для молодых, которые сходятся и расходятся без любви, чем вид пожилой женщины, которая вот уже 10, 20 и более лет не пропускает ни одной панихиды, ни одной службы на родительскую субботу и молится об упокоении души своего усопшего мужа.

И в этот момент приходят на ум современные пары, где мужчина и женщина в порыве безумной влюблённости и безудержной страсти соединяют свои жизни, но их связь оказывается совсем не прочной и может продлиться всего несколько лет, а то и месяцев. Проходит время после расставания или развода, и они даже не помнят имена друг друга… Тогда как прежде, когда браку предшествовало сватовство, любовь проявлялась постепенно, и супруги, действительно, всю жизнь любили и уважали друг друга.

Жизнь наших пожилых родителей в семье – это непрекращающаяся проповедь покаяния, обращённая к младшим поколениям. И в этой проповеди говорится о том, что приходит время, когда силы человека тают, а слава его исчезает, о том, что жизнь человеческая быстротечна. А вот добродетель остаётся с нами до конца наших дней и в жизни вечной.

Дети нередко видят своих родителей нервными, безрадостными, бывают свидетелями, а то и объектом их гнева. Когда же они видят своих дедушек и бабушек в мирном настроении, улыбающихся с любовью и терпением, то не только утешаются этими улыбками, но и научаются тому, что желания и страсти всегда утомляют человека, предают и порабощают его, тогда как добродетели постоянно утешают и его, и окружающих.

Давайте же все обнимем с любовью и нежностью наших старичков и старушек, которые живут с нами. И давайте также подумаем о тех пожилых людях, у которых нет детей, которые могли бы за ними ухаживать, и позаботимся посильно и о них.

Бросать престарелых родителей на произвол судьбы – это не просто свидетельство чёрствости детей. Это самый подлый, отвратительный и гнусный поступок, который только может совершить человек. Страдающий одинокий старик – мученик, мученик любви к людям и доверия к Богу. Нет более эффективного и одновременно более мягкого способа стать святым в наши дни, чем оказаться в старости беспомощным один на один с чёрствостью своих детей.

По словам свт. Иоанна Златоуста, Бог воздаёт нам награду в другой жизни за те добрые поступки и дела, которые мы совершили в земной жизни, получив в ответ неблагодарность. Ухоженная старость, которую человек проводит в нежности и заботе своих детей, – это земной Рай, которому когда-то придёт конец, а несчастная и жалкая старость, проведённая в чёрствости со стороны детей, – это «билет» в Рай Небесный, который никогда не закончится, но будет пребывать вечно.

Итак, продолжим желать новым супружеским парам: «пусть в своё время ваши головы станут белыми, как вершины самых высоких гор». Ведь мудрость и опыт нашего народа подсказывают, что есть скрытая слава в горном снеге и седых волосах наших родителей.

Перевод с греческого монахини Екатерины (Соколовой) 01.01.14