Главная > Статьи > Православная семья > Беседа девятая. Распоряжение финансами в семье: духовный аспект
23.10.2015

Беседа девятая. Распоряжение финансами в семье: духовный аспект

Семья – это связь между любящими друг друга людьми, это взаимоотношения, которые основаны, прежде всего, на любви как общности – душевной и телесной.

С какой нежностью и заботой многие папы и мамы стараются помочь в финансовом отношении своим ставшим взрослыми детям, поддержать их, чтобы они не сломились в самом начале своей семейной жизни из-за материальных проблем! Таков уж порядок вещей в этом мире, что почти у всех семей чуть ли не с первого дня семейной жизни появляются экономические трудности.

Со временем требования жизни ещё больше возрастают, но и опыт семьи в преодолении разного рода трудностей увеличивается. Цель родителей заключается в том, чтобы прекрасное чувство радостнотворной любви в жизни молодой семьи не оказалось с самого начала погребённым под грузом хозяйственных забот, материальных попечений и хлопот.

Экономические возможности, которыми обладали супруги по отдельности, до брака, поддерживали и «подкармливали» в них самоуверенность, а она недалеко ушла от эгоизма исамонадеянности. В то время, как в совместной семейной жизни супруги призваны (да и вынуждены) делиться друг с другом всем нажитым.

В прежние времена женщины не получали какую-либо конкретную профессию и отдавали в «общий семейный котёл» свои заботы о домашнем хозяйстве, которые, впрочем, приносили прибыль, равную доходам от хорошей профессии. Мужчины обычно бесконтрольно распоряжались семейным бюджетом и материальными средствами, принадлежавшими семье, что иногда приводило к финансовым злоупотреблениям или кпренебрежительному и высокомерному отношению к женщинамсо стороны мужчин.

Большинство женщин противостояли этой несправедливости при помощи терпения, которому их учили с детства в отеческом доме. Многие просто покорялись принятым общественным порядкам. И чаще всего женщина сохраняла уважение к себе со стороны всех членов своей семьи. Бывало, что достойные женщины брали на себя ответственность за распоряжение семейными финансами и сколачивали целые состояния ради безбедного будущего своих детей.

В любом случае, при хороших и добрых взаимоотношениях в семье, рачительном ведении домашнего хозяйства и финансовых дел, не может быть ни разного рода претензий друг к другу, ни столкновения экономических прав и интересов. А в атмосфере постоянных претензий и противодействия невозможно сохранить любовь, которая составляет главную, фундаментальную, онтологическую ценность и добродетель, необходимую для существования семьи.

Потребительская философия нашей эпохи приучает и заставляет молодёжь с самого раннего возраста бояться экономических проблем и неустройств, которые могут встретиться на их будущем жизненном пути. Подрастая в таком «неблагоприятном климате», современные дети становятся мучительно требовательными по отношению к своим родителям и думают не столько о том, как будут ухаживать за своими родителями и помогать им, когда те состарятся, сколько о том, что те им оставят в наследство…

Родители жалуются на это жестокое корыстолюбие своих детей, но зачастую даже не задумываются о том, что, запугивая ребят разговорами об огромных семейных финансовых затратах и нуждах, тем самым заставляют их с самого маленького возраста начинать предъявлять свои права, претензии и притязания…

Впрочем, дети быстро обнаруживают обман, который заключается в том, что напуганные экономическими проблемами и кризисами родители одобряют и даже придумывают для себя новые всё более дорогостоящие и даже разорительные нужды, исполнение которых, в сущности, является не необходимостью, а прихотью.

Очень часто можно услышать, как родители вслух жалуются и превращают чуть ли не в трагедию неподъёмную экономическую тяжесть образования и воспитания их ребёнка. Всё это слышат дети, и с самого раннего возраста в их сознании закладывается и формируется уверенность в том, что рождение даже одного ребёнка – это «неподъёмная тяжесть» для семьи…

Вовсе не обязательно тратить какие-то сумасшедшие деньги на воспитание ребёнка, чтобы вырастить его счастливым и полноценным человеком. Такие «обязательства» создаёт обычно не что иное, как наше тщеславие и охота за удовольствиями разного толка, как того и требует модель потребительского общества.

Молодой человек, выросший на подобных идеалах, вполне естественно, станет держать свой кошелёк при себе, потому что иначе не будет чувствовать себя в безопасности, а может, и в кошелёк к жене заглянет. И получится, что «любовь любовью, а деньги врозь».

Да и девушки с детства предчувствуют и научаются тому, что когда они вырастут и создадут свою семью, то не смогут положиться на заботу и любовь своего супруга, но придётся им самим решать все проблемы и поднимать на ноги детей…

Растут наши девочки с уверенностью в том, что влюблённость, эрос и брак вовсе не достаточны для того, чтобы созидать настоящую, полную любовь. Они видят горечь одиночества на уставших лицах своих матерей и ждут с пессимизмом того часа, когда им самим предстоит выйти замуж и создать семью. Поэтому и предпочитает сейчас молодёжь ни к чему не обязывающие добрачные отношения, в которых нет подобного рода проблем…

Нередко в экономических отношениях членов семьи отсутствует одна очень важная составляющая – благодарное взаимное дарение. Взаимоотношения, преисполненные благодарности, – это, пожалуй, единственная благородная связь между людьми как в семье, так и, в целом, в общественной жизни.

Похоже, что люди знали или догадывались об этом с давних пор, недаром в любых отношениях, даже чисто деловых, например, при заключении торговых сделок, принято благодарить, говорить «спасибо». И если в торговле и предпринимательстве благодарность превратилась просто в форму вежливости, то в жизни семьи она составляет самую сущность семейных взаимоотношений.

Благодарность зовётся ещё и признательностью, она есть явный признак присутствия благодати Божией в человеке. Один член семьи дарит что-то другому, делает что-либо как услугу, оказывает ему любезность, – бесплатно, из любви к нему, не прося ничего взамен. В семейном кругу и, в целом, в общественных отношениях, любой дар любви, заботы и жертвенности радует как дающего, так и принимающего его. А поскольку в идеале все аспекты семейной жизни должны быть наполнены чувством благодарности, не обходит она и экономические семейные отношения.

В семье сильные работают и приносят доход, с которого живут и остальные члены семьи. Работают родители (а иногда только отец) и этим обеспечивают детей и своих престарелых родителей. Забота о родных – детях и родителях – во многом заложена в инстинкты человека. И всё-таки, без таких чувств, как благодарность и признательность, это было бы невозможно. Если бы человек во всём, особенно в своей семейной жизни, руководствовался лишь инстинктами и не возделывал бы сознательно в своей душе такие качества, как благодарность и самопожертвование, это поставило бы рано или поздно его семью перед лицом очень серьёзных искушений.

Человек находит самого себя там, где он преодолевает свои инстинкты и побуждения. Например, если человек вдруг столкнётся с неблагодарностью своего ребёнка или супруга/супруги, то может впасть в искушение, начав взывать к его привязанности или напомнив неблагодарному члену семьи о его обязанностях. Но в таком случае разрушаются отношения благодарности и признательности.

Искушения, которые появляются в семье, как, впрочем, и любые другие, преодолеваются вмешательством Божиим. Первая и самая главная благодарственная связь должна быть у человека с Богом, в которой человек постоянно благодарит Господа за все Его дары! Если в человеке развивается чувство благодарности к Богу, то будет укрепляться и семейное отношение признательности друг к другу. В христианской традиции семья забывает о своих правах, любит (а не просто принимает) свои обязанности, считает естественным самопожертвование, и в ней постоянно присутствует дух благодарности.

Члены семьи делаются священными, и каждая жертва ради них становится одновременно жертвой Богу. И наоборот, любая жертва, которую человек из такой семьи приносит Господу, превращается в жертвенность по отношению к его близким, потому что в них образ Божий! Поэтому Церковь помогает не только развить дух благодарственных взаимоотношений среди членов семьи, но и подаёт самым естественным и непринуждённым образом пример спасения человека в семье. Таким образом, любая семья может уподобиться Церкви и Царству Божиему.

Если человек подходит к семейной жизни легкомысленно, если он не стремится стать зрелой лечностью, то это, разумеется, отразится на всех аспектах жизни его семьи и, в частности, на экономических взаимоотношениях. Такой человек не сможет правильно распоряжаться семейным богатством. Он превратится либо в скупердяя, который будет мучить своих близких лишениями и унижать их, либо в расточительного человека, растрачивающего семейные сбережения и имущество ради своих разнообразных прихотей.

Есть мужчины, которые каждое утро или каждую неделю оставляют своим жёнам небольшую сумму денег, которой те должны довольствоваться для решения всех материальных проблем семьи и которая не соответствует объёму семейных хозяйственных нужд. При этом такие мужчины считают себя чуть ли не великодушными благодетелями. Есть женщины, контролирующие все доходы и расходы своих мужей и требующие объяснения любой, даже самой маленькой, траты денег. А многие ради щегольства и роскоши тратят большие суммы, даже если у них нет достаточных средств для этого, и постоянно занимают деньги.

Немало родителей видят в своих детях самих себя и стараются исполнить в них свои собственные когда-то неисполненные детские пожелания. Получается, что их дети живут в искусственно созданном для них раю, но когда они осознают, что родители их психологически используют, то не чувствуют и не проявляют абсолютно никакой благодарности по отношению к своим родителям-благодетелям. Единственное, что они пытаются сделать, – это сохранить весь интерес родителей по отношению к своей персоне.

Всё это страсти души, которая не видит, не замечает Господа – Бога благодарности, любви и самоотдачи. В этом случае все так называемые жизненные блага – такие, как, например, деньги или какие-то материальные ценности, – демонизируются и приносят семье не радость и счастье, а беспокойство и тревогу, лишают членов семьи чувства безопасности и заставляют их делать зло друг другу.

К каким же выводам можно прийти? Распоряжение семейным имуществом относится не только к области экономики, но, прежде всего, к сфере духовности. И основа управления деньгами и ценностями семьи – в духе благодарности, который даруется благодатью Божией постольку, поскольку человек старается сохранить благодарственную связь с Богом, Который даёт нам неисчислимые дары.

 

Перевод с греческого монахини Екатерины (Соколовой) 30.12.2013