Главная > Статьи > Православная семья > Беседа Одиннадцатая. Семья и приход
23.10.2015

Беседа Одиннадцатая. Семья и приход

Семья и приход

Продолжаем публикацию отрывков из книги греческого писателя Константина Ганотиса «Исповедь одного родителя».

В наши дни мало воцерковленных людей и ещё меньше тех, кто по-настоящему серьёзно воспринимает евангельские заповеди. Например, есть люди, которые верят, что в Церкви встретят Бога, и решают стать истинными, совершенными верующими, тем не менее, их порыв обычно очень быстро угасает, превращается в некий «околоцерковный романтизм», или заканчивается «самостийностью» в вопросах спасения, веры и Церкви. Но Господь устроил дело нашего спасения именно в рамках церковной общины. И любая попытка индивидуального спасения, вне Церкви, обречена на провал.

Встречаются люди, которые стесняются становиться членами определённого церковного прихода, потому что там собираются столько не знакомых для них людей, и стремятся хотя бы оставаться христианами на семейном уровне. И они искренне, изо всех сил стараются сделать свою семью «домашней Церковью» и чувствовать себя в ней, как настоящие братья и сёстры во Христе.

У такой христианской семьи, не принимающей участия в жизни церковной общины, есть одна большая проблема — вопрос её ассимиляции в социальном окружении и, в целом, в секулярном обществе. Апостол, предвидя это искушение, советует: «не сообразуйтесь с веком сим» (Римл. 12:2). Но такое «сообразование» неизбежно и неминуемо ждёт семью с разнообразными нуждами и социальными связями…

Мирское течение очень сильное, и оно затягивает человека. Но есть и ещё более важная причина, так сказать, догматического характера, из-за которой семья остаётся незащищённой и одинокой в современном обществе. Прежде всего, давайте напомним себе, что, когда Церковь говорит о мире, имеется в виду мирской дух, а не его носители, т.е. конкретные личности. И христианин не может никого отвергнуть, потому что в каждом человеке — единственный в своём роде и неповторимый образ Божий, и любой человек — кандидат в Рай, в Царствие Небесное.

Тем не менее, мир — это носитель мирского духа, который может «обесцветить» христианина, даже уничтожить его веру. Потому что для христианина, с какими бы мыслями, намерениями и расположением ни он приступал к миру, результат будет примерно один и тот же — человек «сообразуется с веком сим» и, в итоге, принимает его философию.

Например, выходит некий христианин в воскресенье из храма после Божественной литургии, в сердце его ещё разлита сладость Святого Причастия, в голове ещё звучит прочитанное Евангелие и произнесённая священником проповедь. И направляется наш христианин в отчуждённый мир, который сотрясается от разных экономических, политических, общественных, спортивных и пр. вопросов и проблем. Ум и сердце неискушённого, духовно неопытного человека бесконтрольно и очень быстро наполняются всем этим, и вот он уже потерял всю благодать, пользу и радость от посещения храма…

Поэтому и хотел свт. Иоанн Златоуст встречать в течение недели верующих на улицах и расспрашивать их о содержании последнего услышанного ими воскресного Евангелия и проповеди, дабы удостовериться, что прихожане их помнят. И святой иерарх советовал верующим после Божественной литургии собираться в каком-нибудь доме, перечитывать и разбирать текст Евангелия и проповеди, чтобы получше закрепить их в сердце и в памяти.

Ведь христианин, ум которого постоянно рассеивается от помыслов мирской жизни, рано или поздно попадает в водоворот мирских наслаждений и развлечений. Сначала этот мирской дух побеждает его всяческими лукавыми отговорками, но человек ещё будет слышать и чувствовать угрызения совести и как-то сдерживаться. Однако с течением времени он потеряет всякий стыд и впадёт в грех со всем рвением «новопосвящённого»…  Тогда как проповедь и Евангелие, услышанные во время приходской службы и закреплённые в памяти, удержали бы человека от падения.

Вот почему крайне необходимо, чтобы верующий человек стал членом церковной общины у себя на приходе, и Божественная литургия была бы высочайшим проявлением приходской жизни. Бог как Личность прячется от наших телесных глаз, чтобы мы искали Его и находили в лицах наших братьев и сестёр.

Спасение — это дело всего мира и всей вселенной, поэтому Господь после Своего Воскресения дал заповедь святым апостолам проповедовать Евангелие «до последних земли». И первые моменты торжественной пасхальной службы проходят не в закрытом помещении храма, а на улице, чтобы с нами были и те, кто не придёт в храм, а ещё, чтобы мы помнили, что Евангелие будет услышано и проповедано «до последних земли».

Церковь, прежде всего, старается упрочить и поддержать священность взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Вся потрясающая сила и красота эротической связи супругов исчезает под демоническим влиянием и воздействием, а также когда люди пытаются исключить Бога и Церковь из своей жизни и дают эротике и эротической стороне супружеских отношений блёклое, однобоко-эгоистическое, безрадостное, исключительно биологическое, чувственное и плотское объяснение. В то время как благословение Божие, которое с такой торжественностью даёт Церковь,  защищает, обогащает и подпитывает эти взаимоотношения, не удаляя из них ничего чувственного и биологического… Радость новобрачных — это радость всей Церкви, и Церковь может и умеет хранить их радость и увеличивать её. Когда мы говорим Церковь, то имеем в виду не только всю метафизическую общность Тела Христова, но и церковную общину.

В недрах прихода дети — это плод благословения Божия, и они приходят в мир, окружённые и защищённые любовью, самыми благими пожеланиями и молитвами всей общины. И даже если вдруг они потеряют своих родителей, то не останутся брошеными на произвол судьбы сиротами, потому что церковная община — это носительница отцовства Бога, которое берёт на себя всех и всё и всех заменяет.

Церковный приход сохраняет, спасает и духовно возделывает также и священство личности родителей. Вся община учит детей, что их родители достойны уважения не просто потому, что родили своих чад, но и потому, что родители призваны быть перед своими детьми представителями Бога. Дети даны Богом родителям, чтобы те взрастили в них образ Божий.

Очень сильна помощь и поддержка прихода в тяжёлое для семьи время — в дни болезни, траура или семейного разлада. Во-первых, на приходе: в храме и воскресной школе, — особенно часто читается Евангелие и жития святых, в которых верующие люди черпают духовную силу, утешение, берут примеры для своей жизни. Во-вторых, приход, в отличие от семейной родни, далеки от какой-либо корысти и пристрастности во взаимоотношениях с этой семьёй.

Приход призван также играть значительную роль в организации благотворительности. Прихожане могут знать страждущих, малоимущих, больных и одиноких людей и сообща помогать им с деликатностью и рассуждением. Немало храмов сегодня на пожертвования своих прихожан содержат богадельни, кормят бедных и бездомных, обеспечивают лекарствами больных и пожилых людей, устраивают праздники для детей, особенно из малоимущих семей.

У приходов нет иного источника доходов, кроме  пожертвований прихожан, что имеет очень большое нравственное значение, ведь участие в делах благотворительности становится, таким образом, зеркалом любви и человеколюбия прихожан. Именно поэтому в нынешнем обществе, в котором господствует прибыль, приход — это прообраз Царствия Божия. Приход —образец как для всего общества в целом, так и для семьи.

Благодаря Святому Причастию, которое даёт всем членам прихода некое родство крови в таинстве Божественной Евхаристии, церковная община духовно становится способной на то, чтобы называться большой семьёй для каждого прихожанина.

В нашу эпоху, особенно в западных обществах городского типа, утерялось доверие к личности ближнего, а значит, ради освобождения души от боязни перед незнакомым, необходимо более тесное знакомство и общение между людьми. В то время, как взаимное знакомство в церковной общине обладает исключительным достоинством, поскольку на приходе гарантом и участником общности и единства выступает Сам Господь.

В наши дни, когда увеличивается поток эмиграции на запад и повышается уровень преступности как в городах, так и сёлах, мы призваны дать новое дыхание нашим приходам, сделать их настоящими духовными центрами спасения нашего общества. Уже начавшаяся поддержка и усиление приходской жизни станет отправной точкой в деле борьбы с философией всепоглащающего материального благополучия и потребления.

Эта новая церковная реальность укрепляется с помощью отеческой и пастырской личности священника, ведь, как в любой семье, дети чувствуют своих братьев и сестёр, когда все они помещаются в сердце и мыслях своего отца.

 Перевод с греческого монахини Екатерины (Соколовой) 07.01.2014