Главная > Статьи > Православная семья > Беседа первая. Кризис семьи
23.10.2015

Беседа первая. Кризис семьи

КРИЗИС СЕМЬИ

…Кризис семьи составляет кризис

национальной жизни и угрожает

нашей национальной ипостаси.

Семья в нашу эпоху испытывает кризис, и это всеми признанный факт. Но кто и что сегодня не находится в кризисе? Что же подразумевается под словами, что некий социальный институт переживает кризис? — Может поменяться философия и менталитет, при которых он создавался. Возможно, истощились либо изменились социальные условия, поддерживавшие его и благоволившие его существованию. К примеру, рабство в первые христианские века испытало кризис, поскольку постепенно изменилось отношение общества к достоинству человеческой личности.

Больше всего говорим о семейном кризисе мы, родители, когда наши дети, будучи ещё маленькими, перестают вдруг нас слушаться и любить, в подростковом возрасте уходят из родительского дома, а когда вырастают, не заботятся о своих пожилых родителях и оставляют их беспомощными. Между тем, обычно мы исключаем нашу собственную семью из этого теперь уже общего феномена, а если и не исключаем, то чаще всего считаем, будто на  нас самих не лежит никакой ответственности за всё происходящее, но виноваты окружающие люди и неблагоприятные обстоятельства.

Если мы внимательно и, насколько это возможно, хладнокровно рассмотрим данное явление, то обнаружим, что кризис в семье начинается с оставления некоторых важных жизненных установок и принципов, которые напрямую или косвенно связаны с семьёй и поддерживают её.

Основным принципом жизни христианской семьи всегда были, образно выражаясь, её тесные объятия с Церковью. Не было дома без красного угла, без постоянного посещения церковных служб и собраний, без церковного брака и других Таинств. Вся жизнь строилась, следуя церковному календарю и кругу богослужений, и это способствовало развитию семейных взаимоотношений, укрепляло дух и достоинство семьи, делало институт семьи и брака красивым и привлекательным. Достаточно сравнить неописуемую радость и торжество традиционного венчания с современными «отношениями», «сожительством», «гражданским браком». Или сравнить удовольствие и радость, получаемые во время празднования больших церковных праздников в кругу традиционной семьи, с безрадостностью и пресностью официальных семейных «церемоний» какой-нибудь нуклеарной семьи[1], далёкой от церковной жизни.

Такое «обесцвечивание» семейной жизни не происходит вдруг, внезапно. Этот процесс начинается в традиционной семье как небольшое и, казалось бы, незначительное отступление, а с течением времени семейные устои и традиции превращаются, в лучшем случае, в обязательные официальные семейные «мероприятия» и торжества, из которых уходит дух и значение праздника. И вскоре, например, от Рождества Христова остаётся свечка, зажжённая в храме, обед лучшего качества и поход в гости.

Следующее поколение этой семьи отправится «праздновать Рождество» куда-нибудь на острова в Тихом океане, где даже нельзя услышать колокола православного храма… Таким образом, умирают не только семейные устои, традиции и обычаи, но и сама семья, оставленная «на милость победителя» — телевидения, разных иллюзий, душевных искажений и тотального одиночества членов семьи.

В таком плачевном состоянии в наши дни пребывает множество семей. И неслучайно, что одновременно с этим повышается уровень преступности. Если человек теряет чувство священности личностей, которые живут с ним под одной крышей, а значит, в некотором роде, составляют с ним единое тело и единый дух, как же он сохранит это чувство во взаимоотношениях с обществом? Когда нет чувства того, что личность другого человека священна, открывается путь к преступности.

Социологи находят множество иных причин кризиса семьи, отличных от вышеперечисленного. Они говорят об освобождении женщины, которая больше не признаёт давления со стороны общества, об урбанизации и «обезличенности» городских масс, о повышении уровня образования детей, которые стремятся к свободе знаний и самоуправлению и не признают авторитетов столь легко, как это происходило раньше.

В христианских семьях по отношению к женщине всегда проявлялось должное уважение и забота. В истории нашего народа немало святых женщин, героинь веры, и это показывает те границы свободы, которой обладала женщина в христианском обществе. Женщина подчинялась в социальном плане, но руководила обществом на душевном, психологическом уровне. Вот почему за взгляд прекрасных глаз одной красавицы бились столько молодцев! А сейчас, после «освобождения» женщин, девушки и женщины пытаются всяческими ухищрениями привлечь к себе внимание и взгляды мужчин, но у них часто ничего не получается.

Что касается «обезличивания» городского населения, то поначалу это происходило по желанию самих людей, приезжавших из деревень, чтобы «затеряться» в городе. Если же городские жители не хотят этого, то у них есть прекрасная возможность сохранить своё «социальное лицо», участвуя в жизни церковного прихода и общины.

Городское образование и средства массовой информации, а также реклама, действительно, оказали и продолжают оказывать значительное отрицательное влияние на психическое здоровье людей, пытаясь ниспровергнуть основные социальные институты.

И сегодняшние дети забывают церковный день своих именин и стараются на американский манер праздновать исключительно день рождения. Их совершенно не трогают и оставляют равнодушными события Рождества Христова и Пасхи, зато всё большее количество школьников участвуют в праздновании Хэллоуина, дня святого Валентина, в масленичных карнавалах и пр., и это происходит при активном участии и поддержке родителей и школы.

Современное школьное образование говорит о сексе, но забывает рассказать о семье, и сегодняшняя молодёжь ничего не знает об устройстве крепкой семьи и семейной жизни. Разумеется, молодые люди не решаются идти дальше выстраивания «отношений» и «гражданского брака», поскольку семья для них — это терра инкогнита, страшное неизведанное.

Единственным положительным звеном в этом горестном положении вещей являются … неудачи!  Ведь человек не создан для того, чтобы участвовать в экспериментах так называемых прогрессивных политиков, — экспериментах построения жизни без участия важнейших социальных институтов. А значит, любые попытки построить такую «новую жизнь» рано или поздно терпят крах. Раздираемый сомнениями и разочарованиями человек вспоминает, наконец, о маме, отце, любви, семье, Боге и Церкви. И в очередной раз повторяется история блудного сына.

Таким образом, можно сделать вывод, что кризис семьи означает погружение этого важнейшего социального института в глубины забвения и капитуляция человека перед дьявольской игрой искушений и помыслов.

В то же время, необходимо отметить, что за всё бóльшее душевное и социальное падение каждого последующего поколения несут ответственность и родительские семьи. К примеру, немало нынешних пожилых людей находятся в состоянии полнейшего одиночества и оставленности. И прежде чем перекладывать всю ответственность за это на их детей и внуков, давайте посмотрим, как мало, в сущности, у них этих самых детей и внуков. И сделаем вывод, что поколение сегодняшних пожилых людей в своё время не было заинтересовано в рождении большого количества детей, и это является глубинной причиной нынешней оставленности и одиночества пожилых.

Тем, кто жалуется на разрушение института традиционного брака, можно напомнить о том, кто привёл к власти своими голосами, отданными на выборах, ту партию, которая узаконила аборты. К тому же именно родители, а не дети наполняют свои дома телевизорами и голосуют за правительства, которые позволяют существовать на телевидении такому количеству откровенно развратных передач и фильмов.

Наконец, в последнее время мы видим, как государство официально и якобы во имя реформирования науки и образования пытается погасить и стереть в нас и наших детях память о национальной истории.

Итак, семья — это крайне чувствительный социальный институт, который не мог начать деградировать сам по себе, без всякого повода. Вырождение семьи стало целью множества её противников, постоянно нападающих на неё. Однако и сама семья начала по собственному произволению всё больше подчиняться воле своих врагов.

Очень жаль те семьи, которые рождаются в молитвах, благих пожеланиях, жизнь которых поначалу полна надеждами, а позже оказывается пресной и лишённой радости, энтузиазма, чувства благодарности и упования на спасение, — всего лишь из-за нашего малодушия и нежелания твёрдо встать на защиту собственной семьи и что-то поменять в нашей жизни.

И всё же семья, направляемая мудростью Церкви, не может ослабнуть или, тем более, деградировать под тяжестью всех этих неблагоприятных социальных условий, ставших знаковыми для современности.

Перевод с греческого монахини Екатерины (Соколовой) 21.10.2013

[1] Нуклеа́рная семья́ (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей.