Главная > Статьи > Православная семья > Беседа седьмая. Пусть наш дом вновь станет школой!
23.10.2015

Беседа седьмая. Пусть наш дом вновь станет школой!

Рождение ребёнка приносит большую радость родителям и всей семье. Родители счастливы и благодарны, они готовы пойти на любые жертвы, чтобы обеспечить жизнь, здоровье и радость своего новорожденного чада. Но эта фаза семейного счастья и эйфории, пожалуй, самая лёгкая. Проблемы начинаются позже — с того момента, когда счастливые родители вдруг обнаруживают, что их малышу нужны уже не только уход, пища и развлечения, но также воспитание и обучение.

Многие современные родители считают, будто образование ограничивается лишь получением большого объёма информации. Они приносят своим подросшим детям книги, радиоприёмники, компьютеры и телевизоры в таком же изобилии, в котором привыкли преподносить им игрушки. Одновременно эти родители ищут «хорошую школу», чтобы передать дело образования и воспитания своих чад в руки учителей.

Критерием для хорошей школы обычно служит количество часов, которое проводит там ребёнок, количество изучаемых языков, наличие дополнительных кружков и пр. Помимо школьных занятий, ребёнка водят и в разные частные или общественные «клубы по интересам», где он изучает какой-нибудь иностранный язык, занимается каратэ, балетом, музыкой, рисованием и т.д., и т. п. Таким образом, в современном обществе городского типа родители успокаивают свою совесть тем, что достаточно подготовили своих детей к жизни при помощи изучения иностранных языков, занятий спортом или искусством, посещения курсов для поступления в высшие учебные заведения. Но современные родители даже не подозревают, насколько всего этого не достаточно, чтобы спокойно отпустить ребёнка в жизнь, и чтобы у него были правильные представления об истине, умение определять, где добро и где зло.

Подозрения в недостатке качества современного образования появляются, когда родители замечают в своих детях так называемые психологические проблемы, а их сегодня имеют практически все подростки и даже люди более старшего возраста. Депрессия, меланхолия, неудачи в попытке завязать здоровые, нормальные отношения, стремление к разного рода зависимостям, патологическое нежелание брать на себя какую-либо ответственность за свою и чужую жизнь и многое другое, чему подвержены сегодня множество детей, — всё это беспокоит родителей, которые нагрузили своих чад таким объёмом информации и на этом успокоились.

Можно было бы сказать, что современные родители стали жертвами культурной пропаганды, направленной на полную смену мировоззрения. Конечно, в нашу эпоху пропаганда обладает такими средствами влияния, которые, буквально, насилуют волю людей. И всё же им можно и нужно противостоять, бороться с этим пагубным влиянием.

В нашу эпоху прервалась связь с предыдущими поколениями. Опыт, нравственность, память и, в целом, всё духовное наследие прежних веков стали никому не нужны. «Дух развития и прогресса», как говорят наши политики, — модернистский дух бесчисленных быстрых и поверхностных удовольствий, — буквально, лишил нынешних взрослых разума уже с того времени, когда они сами были детьми. Вот и получается, что взрослые видят крах современного образования, но не в состоянии найти его причины, а также возможности исправить сложившуюся ситуацию.

И всё же существует на свете одна кладовая, наполненная забытыми ценностями человеческого общества, и она находится в Церкви. Эти ценности и сокровища сохраняются там живыми — не только в памяти, но и в жизни людей. И Церковь всё время достаёт разные гостинцы и подарки из своей кладовой, даря их людям, которые приходят к Ней и принимают Её.

Для начала, Церковь украшает нас светом и красотой образа Божия. Младенец, принесённый в наш дом и в наши объятия, — это образ Божий, создание Божие, дар, который был нам доверен. И это означает, что дети не только украшение нашего семейного счастья, не только средство нашего продвижения в обществе и не только тяжёлый груз на наших плечах, о котором мы только и думаем, как бы от него избавиться под каким-нибудь благим предлогом. Ребёнок — это священное существо, и мы не имеем права отдавать его «на растерзание» пропагандистам самых различных идеологий. Идеологи стирают память общества о его истории — прошлой и настоящей, они пытаются создать нового человека, а потом убедить людей, что именно этот человек — настоящий. И начинают они с наших детей.

Но мы, испрашивая благословение Божие, полагаем начало семейной жизни, чувствуем, какое сокровище нам было даровано в лице наших детей, и можем доверить его кому-то чужому только при условии нашего пристального наблюдения. Раньше, в прежние эпохи, когда всё общество было проникнуто единым церковным духом, образование могло гарантировать религиозное, национальное и культурное воспитание детей. Школа, семья и Церковь во многом существовали сообща и поддерживали друг друга. Сейчас это представляется нереальным.

Истина заключается в том, что раньше основное религиозное, национальное воспитание и первоначальное социальное становление личности ребёнка органично происходило в семье. Да и всё социальное окружение давало детям, насколько это было возможно, хорошее и правильное воспитание. А нынче наши дети находятся — подобно Одиссею и его спутникам посреди свирепых сладкозвучных сирен — перед лицом разных искушений, но при этом их уши не закрыты воском… И самое большое искушение исходит оттуда, откуда мы и не ожидали — из сферы образования!

Пожилые люди, свидетели событий Второй мировой войны, помнят и немецкую нацистскую молодёжь, которая, несмотря на свой безупречный внешний вид и достойную подражания дисциплину, резала на кусочки всю Европу, заливая её кровью, и уничтожала всё, что встречала на своём пути… Это классический пример испорченного образования, которое обладало, вероятно, всеми достоинствами, кроме самого важного — истины.

В этом же направлении движется система образования и в наши дни, и невероятно сложно прекратить это движение, ведущее в нравственную пропасть. Такое образование придумывается идеологами самых разных мастей, оно призвано служить, прежде всего, политическим и экономическим интересам. К сожалению, подобное образование устраивает зачастую самих родителей, и они, в свою очередь, убеждают в его «приоритетности» своих детей. И только человеческая бессознательная природа ещё способна противостоять всему этому, поскольку заболевают наши души, и неулыбчивые лица становятся выразителями её разочарования и гнева.

Если вы, дорогие читатели, открыли эту книгу в поисках ответа на вопрос, что же нам сделать, чтобы изменить к лучшему этот мир или хотя бы свою собственную жизнь и жизнь своих детей, то, возможно, вам подойдут и понравятся мои предложения, и вы согласитесь с ними.

Основное и главное моё предложение заключается в том, чтобы дом и семья вновь стали школой. И, в первую очередь, чтобы родители своим примером показывали детям сущность нашей веры и религиозной жизни.

Семья, которая коленопреклоненно молится в красном углу с иконами и святынями о своих нуждах и проблемах и не забывает благодарить Бога за радостные моменты, — такая семья дарит детям силы выдерживать все удары судьбы, какими бы тяжёлыми они не были.

Семья, в которой знают, когда и зачем звонят колокола в храме, когда празднуют святые, когда начинается и заканчивается тот или иной пост, посильно участвуя в нём, — такая семья помогает сердцам детей оставаться горячими и не позволит равнодушной системе образования и теплохладному социальному окружению заморозить их.

Если в семье принято с искренним уважением и почтениемотноситься к соседям, с человеколюбием и гостеприимствомобращаться с ближними, которые имеют в этом нужду, участвовать вделах милосердия, — такая семья воспитает хороших и достойных граждан своего Отечества.

В этом случае, образование, которое ребёнок получит в школе, будет строиться на фундаменте семейного воспитания. Положительные стороны школьного образования обогатят его личность, тогда как отрицательные черты получат решительный отпор со стороны, прежде всего, самого ребёнка.

Пусть семья станет духовным законодателем образования, которое, в свою очередь, будет подтверждать, обогащать и расширять всё то, чему учит своим примером семья. Вот идеальное сочетание и сосуществование этих двух важнейших социальных институтов!

Но, к сожалению, в наше время мы находимся перед лицом грустной и, подчас, трагичной реальности, потому что современная система образования намеренно разрушает тот фундамент, который строит хорошая семья. В семье ребёнку говорят о вере, а школа признаёт только науку, которую ставит во главу угла и превыше всего. У семьи нет этого «научного авторитета», и ей приходится ещё и бороться с идеей, которую в современной школе превратили в аксиому, — будто другого авторитета, кроме научного, в мире не существует.

Все мы видим, насколько удивительны и впечатляющи результаты научной деятельности, однако никак не можем объяснить, почему современный мир, пронизанный наукой и её достижениями, потерял радость и доброту предыдущих поколений, почему он перестал благодарить за полученные блага, которыми наслаждается. И ещё нельзя не отметить, что все идеологии используют науку как свой инструмент, и она превращается в «дышло, которое куда повернёшь, туда и вышло». Так где же её хвалёная объективность?

И вот, наши повзрослевшие дети приходят к нам — пусть поздно, то есть когда уже начинают проявляться последствия плохого воспитания и образования. Они смотрят на нас с огорчением, и их жалобы доходят до негодования и возмущения: «неужели вы, наши родители, не могли ничего сказать нам по этому поводу?!»

Да, дорогие мои, уже необходимо и нам с вами брать слово и говорить. Помимо жизненных примеров, наша молодёжь требует от нас и словесное общение, объяснение разных событий, и мы должны быть готовыми рассказать о чём-то интересном, причём не на уровне начальной школы! А значит, пришло время и нам вспомнить некоторые вещи, чему-то научиться, возможно, заново, для того чтобы строить достойный диалог с нашими детьми.

Например, ребята изучают в школе историю, и школьный курс нередко является отражением идеологии его авторов. Часто в нём совершенно не отражаются священность и нравственное величие многих героических событий, связанных с историей нашей страны. И тогда мы, родители, призваны грамотно и полно рассказать своим детям об этих событиях и передать их истинный дух.

Пожалуй, уже ни у кого не остаётся сомнений в том, чтосовременная система образования потерпела полный крах. Именно поэтому необходимо вновь сделать наши дома школой. Это будет школа нравственности и аскезы, школа веры, истинной философии и музыки. И в этой школе мы вновь услышим невинный детский смех и песни.

Перевод с греческого монахини Екатерины (Соколовой) 15.12.2013.