Главная > Статьи > Православная семья > Беседа вторая. От эроса к любви
23.10.2015

Беседа вторая. От эроса к любви

От эроса к любви

Все мы проходим через возраст хотя бы относительной беззаботности, беспечности, невинности и естественного счастья. В какой-то момент мы вырастаем, однако нам не хочется оставлять то свойственное детству счастье, просто мы пытаемся достичь его, играя в другие «игры» — любовь, эрос, супружество, отцовство или материнство.

Будучи детьми, люди живут, по большей части, инстинктами, родители заботятся о своих чадах. Но наступает новая фаза жизни человека, и ему необходимы уже новые, иные силы, потому что в нём начинает происходить борьба, направленная на обуздание инстинктов и, одновременно, на освобождение из-под власти и опеки старших. Этот новый жизненный этап полон как обещаниями исключительного счастья, так и угрозами и, порой, мучительными трудностями.

Современная эпоха облегчила человеческую жизнь в самых разных областях, но принесла множество трудностей нашим детям. Раньше женились и выходили замуж рано. К молодым людям и девушкам в обществе относились не просто как к существам мужского или женского пола, а как к мужчинам и женщинам, как к цельным личностям. Поэтому прежде на первом плане находился эрос, в то время как нынче господствует секс.

Как и все элементы жизни, созданные Богом, эрос посеян в душе и сердце каждого человека. Однако современные люди, привыкшие под влиянием эпохи всё развенчивать, ограничиваются сексом и считают его единственным выражением эроса. Разумеется, сердца таких людей, особенно молодёжи, чувствуют, что их предали, а жизнь кажется им на удивление бедной и подчиняющейся исключительно животным инстинктам. Молодые ребята и девушки, когда (и если…) доходит дело до брака, ощущают сухость души, их не трогает совершение венчания, и они задаются вопросом, по какой причине в прежние времена люди праздновали свадьбу с необычайным торжеством, да ещё и в течение целой недели.

Наша Церковь дарит нам величественное последование Таинства венчания. Она возвышает брак до Престола Божия, освящает реалии земной жизни и чествует новобрачных, вверяя их радость заступничеству и покровительству святых мучеников, помогает жениху и невесте почувствовать себя, соответственно, образами Христа и Церкви.

В то же время, когда в Таинстве венчания участвуют юноши и девушки, воспитанные в материалистическом и потребительском духе современности, они оказываются не в состоянии прочувствовать величие, которым пронизана жизнь Церкви, и довольствуются слащавыми пожеланиями «жизни, усеянной розами», «нескончаемой любви» и «материального благополучия». Но народная мудрость знает, что мужчина и женщина могут быть влюблёнными, но при этом не любить друг друга, и тогда их брак имеет, если можно так выразиться, «срок годности». Та же многовековая народная традиция считает единственной гарантией любви благословение Церкви.

По какой же причине современная молодёжь не предпочитает и не ищет более в своей жизни это величие благословенной любви? Различные проводники молодых в распущенность и извращённость постоянно провозглашают, будто в браке убивается эрос и будто бы этот эрос, не благословлённый Церковью, является мощнейшим движителем социального поведения человека. Люди, порабощённые мирской идеей «всемогущества секса», с подросткового возраста составляют для себя чуть ли не порнографический образ взаимоотношений мужчины и женщины. Брак, действительно, разрушает этот образ и даёт совсем другой — тот, который был описан выше.

Телевидение, реклама, молодёжные журналы пестрят скрытыми или явными «эротическими» сценами, возбуждающими плотские фантазии. И вот, уже столько лет наша молодёжь наслаждается не эросом, а грехом. Такие люди остаются всю свою жизнь неудовлетворёнными, охотясь за грехом там, где он наиболее силён и заметен, и, в итоге, их жизнь становится полна не духовным и физическим здоровьем, радостью и цельностью, но испорченностью и различными аномалиями.

Для того чтобы человек захотел поменять своё произволение и образ жизни, найти радость благословения и прийти к зрелости в своих взаимоотношениях, нужны как желание и решимость самого человека, так и благодать Божия. Это подарок Бога тем, кто этого просит. Стремление к добродетели или выбор греха есть решение свободной воли, и мы никогда не узнаем доподлинно, почему тот или иной человек выбрал в конкретном случае добро или зло. Впрочем, все, оказавшиеся на развалинах своих неудавшихся взаимоотношений, призываются осознать, что они просто не попытались увидеть иной образ жизни, помимо того тупикового, которому в своё время последовали.

Переход многих христианских семей на сторону противника — обмирщённого образа жизни — приносит хаос в общество, подобно эффекту снежного кома, поскольку и те, кто хочет жить иначе, не находит на своём пути добрых примеров даже в жизни своих родителей. Поэтому все те, кто ещё слышит голос Церкви и участвует в Её жизни, должны стать заметными, ибо «зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»(Матф. 5:15), чтобы и сами они прожили счастливую жизнь, и стали хорошим примером другим людям, а особенно, своим детям.

Перевод с греческого монахини Екатерины (Соколовой) 28.10.2013