Главная > Толкования > Ис. XXV, 1-9.
05.04.2016

Ис. XXV, 1-9.

Ст. 1-3 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя

Израиль призван был к познанию Бога чрез воспитание в законе и обогащен был божественными дарами, ибо спасен был и получил в наследие землю обетования. Бесчисленное же множество других народов, живущих, говорю, во всей поднебесной, совершенно было лишено духовных и свыше сходящих благ. Они не вкушали дарований божественных, были некоторым образом лишены одежды, обнажены, не имели ни божественной защиты и покрова свыше, ни духовного богатства, происходящего от добродетели, ни чего-либо другого, что заслуживает похвалы и достойно всякого удивления.

Когда же явился Сам Христос и, изъяв их из власти дьявола, привел к Богу и Отцу, и когда они обогатились светом истины, участием в Его славе, величием жизни, сообразной с Евангелием, тогда за все это они стали возносить благодарственные песни Богу и Отцу. Итак, говорится в тексте, поскольку Ты, Господи, совершил предопределения древние и истинные, восстановив все во Христе, просветив сущих во тьме и сокрушив миродержателя века сего, как бы какие-токрепкие города, то благословит Тебя народ бедный и все города прославят Тебя, ибо Ты для всех стал помощником и стал защитой для тех, кто терпел невыносимую скорбь вследствие скудости отеческих благ, и избавил их от лукавых людей.

Были, несомненно, в Израиле и такие, которые жаждали пришествия Спасителя и сильно желали видеть Спасителя и Искупителя всех. Таков был некий праведный Симеон, который, взяв в руки новорожденного Иисуса, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк 2:29-32).

Ст. 1-5 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей

Пророк восхваляет Господа за то, что Он совершил Свои древние предопределения. Господь показал, что Он может самое невероятное сделать действительным: Он предвозвестил погибель самых сильных и цветущих государств — и вот столичные города этих государств представляют собою одни развалины! Чрез это Он и самых врагов Своих заставил чтить и бояться Его; для Своей же избранной, но подавленной врагами общины Он сделался щитом и прибежищем, сокрушив ярость врагов ее.

Истинны, аминь, т. е. совершенно истинны, сбываются в совершенной точности.

Город. Единственное число вместо множественного (ср. 24:10).

Чертогов иноплеменников — выражение неясное. Condaminпредлагает читать здесь вместо иноплеменники (zerim) нечестивые (zedim) и все выражение переводит так: «город перестал быть цитаделью (или крепостью) для нечестивцев».

Ст. 6-7 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах

Предсказав, что воцарится Господь на Сионе и в Иерусалиме,пророк из этого как бы сходства чувственных видимых предметов извлекает таинственный смысл. Ибо Сион толкуется как место, возвышенное и удобное для наблюдения, аИерусалим — видение мира. Церковь же Христа есть поистине и то, и другое, ибо она высока и отовсюду видима и как бы расположена на горе. И в другом отношении она понимается нами как высокая: в ней нет ничего низкого, и она совершенно удалена от земных предметов, ибо написано: Ибо щиты земли — Божии; Он превознесен (Пс 46:10).

Равным образом, возвышены и истинные догматы, ибо учение о Боге или о Святой и Единосущной Троице безыскусно, чисто и направлено к одной только истине. Опять же созерцается в ней Христос, Который есть мир. Итак, — говорит, — сделает Господь Саваоф и не одним только израильтянам, как возлюбленным ради отцов и избранным, но и всем народам, то есть живущим по всей поднебесной. Что сделает? Испиют, говорит, радость, испиют вино. Трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, помажутся миром на горе сей. Словом радость, конечно, указывает на веселье в надежде, то есть в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же вино указывает на таинственное богословие и свойство бескровной жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святых церквах.

Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь

Вечный покой предстоит тем, кто в здешней жизни подвизался; покой, не по заслугам дел воздаваемый, а по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него. Потом, не говоря еще о тамошних благах, но возвещая, как освободился от мирских тревог, благодарит за это Освободителя душ, Который избавил его от многоразличного и тяжкого рабства страстям. Как же это? Так как Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения(Пс 114:8). Через сравнение с нынешним состоянием изображает будущий покой. Здесь, говорит он, объяли меня болезни смертные (Пс 114:3), а там Бог изымет душу мою от смерти. Здесь очи от скорби проливают слезы, а там уже нет слез, которые бы помрачали зеницы у веселящихся созерцанием красоты славы Божией. Ибо отрет Господь Бог слезы со всех лиц.

И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его

Познайте, говорит пророк, Того, Кто напоевает радостью, а вместе с тем и вином и Кто помазует миром находящихся в духовном Сионе. Познайте, что Он поистине есть Бог и Сын, рожденный по естеству от Бога, хотя Он и явился в образе раба и ради спасения и жизни всех сделался человеком и уподобился живущим на земле во всем, кроме одного греха. Ибо, говорит пророк, как бы уже простирая и руку, и скажут: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали… возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

Я думаю, что эту речь приличнее всего отнести к израильтянам, которые, будучи воспитанными учением Моисея и зная предреченное святыми пророками, ожидали, что в свое время придет Спаситель и Искупитель и Господь наш Иисус Христос. Так, как я уже сказал прежде, Захария, отец Иоанна, пророчествуя в духе, говорил о Христе, что будет воздвигнут народу рог спасения (2 Цар 22:3; Лк 1:69).