Главная > Статьи > Жития Святых > Страдание СВЯТАГО МУЧЕНИКА ИСИДОРА 14/27 мая
23.10.2015

Страдание СВЯТАГО МУЧЕНИКА ИСИДОРА 14/27 мая

Память 14/27 мая В первый год царствования императора Декия, вышел царский указ по всем областям и странам империи римской, предписывавший пересчитать воинов и собрать их в полки. По этому случаю подъехали корабли воеводы Нумерия к острову Xиocy для того, чтобы собрать здесь всех юношей, предназначавшихся к военной службе.

В это время на острове Xиосе проживал святой Исидор, происходивший из города Александрии, крепкий телом и мужественный духом, по вере же христианин. Он проводил жизнь богоугодную, всегда подвизаясь в посте и доброделании; он был чужд суетных дел и нечистых удовольствий мира сего; равным образом он сторонился и нечистых дел эллинских. Этот Исидор за свою храбрость и мужество был записан в число воинов и сопричислен к полку Hyмepиевy.
В скором времени от императора вышло новое приказание,— принудить всех христиан покланяться богам римским; тех же, кто не поклонялся, должно было принуждать к мучениям: особенно приказано было наблюдать за воинами; если среди них находился христианин, было предписано принуждать его к поклонению и приношению жертв идолам, согласно древнему римскому обычаю. В это время  один  сотник,  по имени Иулий, подойдя к воеводе Нумерию донес ему, что блаженный Исидор был христианином. Воевода тотчас же приказал взять святого. Когда святой был представлен пред судилищем Hyмepиaнa, то он спросил его: — «Какое имя твое?» —«Я называюсь Исидором»,—сказать святой. Воевода сказал: —«Это ты не повинуешься приказу императора нашего Декия и не хочешь приносить богам жертв?»Святой Исидор отвечал на это: — «Кто боги ваши, чтобы мне, христианину, принести им жертву? Не идолы ли они глухие, слепые и ничего не чувствующие?»
Воевода сказал на это: —«О злой и нечестивый хулитель! Поистине, ты достоин великих мучений и казни!»
Святой сказал:
—«Действительно, я достоин пострадать за имя Бога моего; Ради Его пресвятого имени я согласен принять всякое мучение и любую смерть, дабы Владыка мой сподобил меня одной участи со святыми мечениками. Если бы ты и умертвил меня, то над душою моею тебе нет власти. Поэтому мучь меня, как хочешь, ибо я имею Помощником своим истинного и Живаго Бога и Господа Иисуса Христа, Который  и ныне со мною и по смерти моей со мною будет, и я буду с Ним. Я не перестану исповедовать имени
Его пресвятого до тех пор, пока в моем теле будет пребывать дух жизни».
Воевода сказал:
—    «Ты хоть  один раз принеси жертву, повинуясь приказанию царскому, а потом поступай, как хочешь».
Но святой отвечал:
—    «Не думай, нечестивый, что ты прельстишь меня коварством  своим.  Тот, кто  один раз отверзся от Христа и Бога своего, может ли называться Его верным рабом? но я не позволю себе даже в мысли моей  подумать о чем-либо, неугодном Господу».
Воевода сказал:
—    «Я советую тебе, Исидор, к твоей же пользе. Послушай
же меня! Если же ты меня не послушаешь, то я предам тебя
лютым мукам, и буду мучить тебя до тех пор, пока ты не исповедуешь величия богов наших».
затем воевода приказал своим воинам растянуть святого и бить его четырем воинам без милосердия.
Когда мучители били святого, то окружавшие его из народа сказали ему:
—    «Подчинись, Исидор, воле императора, если не желаешь
окончить жизнь свою среди мучений».
Но святой отвечал:
—    «Я повинуюсь воле и приказанию Бога моего, Царя небеснаго, пребывающего вечно. Этого Бога я исповедую и почитаю; я не отрекусь от Него, и не буду отвержен Им в день суда».
После биения мучитель долгое время соблазнял святого к идолопоклонству и ласками, и угрозами, но совершенно не имел успеха и лишь слышал от мученика брань и укоры, как себе, так и богам своим. Наконец, преисполнившись гнева, сказал
«Я прикажу изрезать твой скверный язык на части». Святой отвечал:
—    «Хотя бы ты и изрезал язык мой, все равно исповедания имени Христова от уст моих ты не отнимешь».
И отрезан был язык у святого, по приказанию мучителя. Однако святой и по отрезании языка говорил достаточно отчетливо, прославляя Христа, Бога истинного; воевода же от страха пал на землю и сделался немым. Когда его подняли с земли, то он не мог сказать ни одного слова и выражал свои мысли лишь маханием руки. Затем, попросив бумагу, написал на ней:
—    «Я приказываю усечь мечем Исидора, не повинующегося указу царскому».
Когда слова эти были прочитаны мученику, то он с радостью воззвал, говоря:
—    «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе за то, что Ты не лишил меня благодати Твоей!  Славлю Тебя, Владыко мой, моя жизнь, мое дыхание! Воспеваю Тебя, Господи, сила моя, просвещение ума моего! Прославляю Тебя, давшего мне язык, которым я непрестанно славлю Твое величие!»
Палач же, взяв мученика, повел его на место усекновения.Святой Исидор шел с радостью и поспешностью, устремляясь как агнец на заклание свое. Затем, посмотрев на небо светлым лицом и радостными очами, святой сказал:
—    «Владыко Святый! Славлю Тебя за то, что Ты по милости
Своей ныне примешь меня в селения Твои и в места упокоения!»
Придя же на место, на котором должно было совершиться усекновение главы мученика, святой попросил у палача позволения помолиться. Затем, помолившись достаточное время, преклонил под меч честную главу свою и, таким образом, был усечен за исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бoжия, преклонившего на кресте пречистую главу Свою за нас грешных.
После усечения честное тело святого мученика было брошено мучителями без погребения, на съедение псам и зверям. Но один из числа друзей святого, по имени Аммоний, тайный христианин, взяв тело святого мученика, ископал могилу вместе с прочими верными братьями и положил честное тело Исидора в земле, как некое многоценное сокровище. Этот христианин и сам явил себя подражателем доблестного подвига Исидора — плывя по проливу Геллеспонту он в Кизике принял венец мученический. Честная же мощи святого Исидора были взяты впоследствии из земли некою благочестивою женщиною, по имени Миропиею, пришедшею сюда из города Эфеса; помазав честные мощи драгоценными мазями и обвив чистою плащаницею, она положила их на почетном месте. Когда гонение на христиан прекратилось, в честь святого мученика Исидора была воздвигнута церковь, в которой подавались многоразличный исцеления болящим от святых мощей мученика Христова, во славу Христа Бога нашего, прославляемого во веки вместе со Отцем, и Сыном, и Святынь Духом. Аминь.

по книге «Жития св. Димитрия Ростовского»