Главная > Статьи > Жития Святых > ЖИTИE СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ТРИФИЛЛИЯ, епископа Левкусийского. Память 13/26 июня
23.10.2015

ЖИTИE СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ТРИФИЛЛИЯ, епископа Левкусийского. Память 13/26 июня

Память 13/26 июня

Уроженец Константинополя, святой Трифиллий внешнее образование получил в Берите (ныне Бейрут), учителем же благочестия он имел святого Спиридона епископа Тримифунтскаго. Святой Трифиллий Самим Господом был предъизбран и предъуказан во епископа: еще не облеченный этим великим званием он был явлен в видении царю Констанцию, как уже apxиерей, о чем житие святого Спиридона сообщает следующее. По смерти Константина Великого власть над Греко-римским государством перешла к его сыновьям, причем, после раздела, старший из них, по имени Констанций, получил в правление Восток.

Однажды ему пришлось посетить Aнтиохию, и здесь он неожиданно захворал настолько тяжело, что болезнь не поддавалась усилиям врачей. Тогда, оставив надежду на последних, больной царь обратился с молитвою к Богу, исцеляющему тела и души: он усердно просил Его об исцелении, и вот во сне видит ангела, который показывает ему целый сонм святителей, а среди них двух, выделявшихся из рядов прочих, как бы в качестве их вождей и начальников: при этом ангел сказал царю, что они только и могут дать ему избавление от болезни. Пробудившись и обдумывая видение, царь не узнавал, кто именно были являвшиеся ему епи­скопы: и действительно, как мог он узнать тех, имена коих и места рождения ему были неизвестны? осо­бенно если принять во внимание, что один из показанных ему в епископском сане еще не был а лишь имел желание сделаться им.

Долго недоумевал царь и, наконец, пришел к такому благому решению: собрав к себе епископов из всех окрестных городов, он пытался найти среди них тех двух, которые были показаны ему в видении, и не находил. Тогда царь призвал епископов и уже из более отдаленных стран, но и среди них не обретались нужные ему лица. После это он разослал указ по всем областям своей империи, повелевая собраться к нему населявшим ее епископам. Такое повеление, или лучше сказать просьба царя, пришло и в Кипрские пределы к Спиридону Тримифунтскому, которому Богом было открыто о всем происшедшем с царем. Собравшись, святой Спиридон отпра­вился к царю, взяв с собою и ученика своего Трифиллия, с которым он был явлен царю в видении; святой Трифиллий — как уже замечено, — еще не был епископом. Достигши Антиохии, путники пошли к царю. Святой Спиридон был бедно одеть, в руках имел финиковый жезл, а на голове самую простую, почти нищенскую, митру; на груди у него висел глиняный сосуд, в котором по обычаю жителей Иерусалима, он носил елей от святого креста. Поэтому, когда он входил в палаты царя, один из дворцовых слуг, приняв святого епископа за обычного нищего, не только смеялся над ним, не дозволяя идти далее, но даже ударил его по щеке. Будучи незлобив, святой Спиридон, исполняя повеление Господне, подставил ударившему и другую ланиту. Последний, уразумев, что пред ним стоить епископ, понял свое согрешение и смиренно просил прощения, которое и получил. Только что святой Спиридон вошел к царю, как тот узнал его, припомнив бывшее ему видение встав со своего места, царь подошел и поклонился рабу Божью и просил епископа со слезами, чтобы он помолился Господу об исцелении от болезни. Угодник Божий прикоснулся к голове царя, и царь тотчас стал здоров, радуясь своему исцелению, дарованному Господом по молитвам святого.

Царь оказывал святителю великое уважение и весь тот день провел с ним в веселии, угощая доброго врача своего. Святой же Трифиллий сильно дивился славе царской, — красоте палат, вели­чественному виду сидящего царя, которому предстоят вельможи, пышным одеждам слуг и прочему, богатому и необычайному, обиходу дворцовой жизни. Заметив это, святой Спиридон ска­зать своему ученику: «Что удивляешься, брат? Разве гордость и слава царская делает царя праведным более прочих христиан? Разве царь не одинаково умирает с последним нищим и предается, как он земле? Разве он не вместе со всеми предстанет нелицеприятному и страшному Судии? Что же ты временное почитаешь, вечное и ничтожное делаешь предметом удивления в то время, следует стремиться к невещественному и вечному и любить одну только негиблющую небесную славу».

За сим, спустя немного времени, святой Трифиллий был поставлен епископом города Левкусии на Кипрском острове, но, и будучи епископом, он не прерывал общения со своим отцем и учителем, святым Спиридоном святой Трифиллий ради своей душевной пользы часто навещал его, как это видно из следующего. Однажды святой Спиридон шел из Тримифунта в город Кирину; его сопровождал при этом и святой епископ Трифиллий. Когда они, проходя город Пентидактил, вышли на место, называвшееся Паримна, — при красоте природы место это изобиловало садами и виноградниками, — святой Трифиллий, восхищенный окружавшей его природою, захотел и сам быть владетелем какого-либо виноградника в Паримне; он долго обдумывал в душе своей, как бы осуществить свое желание. Не утаилось это от прозорливых очей святого Спиридона; проникая духом в мысли своего ученика, он сказал:

— «Зачем, Трифиллий, ты непрестанно помышляешь о предметах суетных, желая получить поля и виноградники, которые в действительности не имеют никакой цены и обольщают сердца человеческие призрачной стоимостью? Мы имеем неотъ­емлемое достояние на небе, — храмину нерукотворенную; ее и ищи; пока же наслаждайся в Богомыслии небесными благами, которые не переходят от одного к другому, но навсегда остаются у того, кто сделается их обладателем».

Такого рода наставления приносили великую пользу душе свя­таго Трифиллия, так что впоследствии он по жизни своей сделался, подобно апостолу Павлу, избранным сосудом Христовым, исполненным неисчислимых Божественных дарований.

Греческие историки, Никифор и Созомен, сообщают, еще следующее как о святом Трифиллии, так и о святом Спиридоне. Однажды, по нуждам церкви, в Кипре происходило собрание всех епископов острова; на этом собрании присутствовали святой Спиридон и святой Трифиллий, — муж сведущий и книжный, ибо в юности он много вре­мени учился в Берите поэтому отцы собора просили святого Трифиллия, чтобы он произнес в церкви поучение к народу. Во время проповеди ему нужно было привести слова Христовы, обращенные к расслабленному и записанные святым Евангелистом Марком: востани и возми одр твой [Мк 2:11], причем святой Трифиллий изменил буквальное изречение Евангельское, назвал одр ложем: «востани и возьми ложе твое». Святой Спиридон не вынося изменения слов Христовых, сказал Трифиллию:

— «Неужели ты лучше Сказавшего «одр», что стыдишься слова Его?»

Вслед за этим он открыто пред всеми покинул храм. И ничего не было предосудительного в этом поступке святого Спиридона: будучи человеком некнижным, он своим обличением пристыдил Tpифиллия, гордившегося своим красноречием, — научил его смиренномудрию и кротости.

Святой Трифиллий своею жизнью угодил Богу, как свиде­тельствуют об этом богослужебные песнопения, составленные в честь его Церковью: в них утверждается, что святой Трифиллий имел душу милостивую, чистый помысл, незлобивое сердце и правую веру, любовь нелицемерную, выдающиеся подвиги девства, благодатных и покаянных слез и пошения, удивившего бесплотных, что обходя окрестный страны, он yчением Христовым, как лучами солнца, просвещал потемненных грехами.

Упасши в любви и правде свою паству, он отошел отсюда, дабы там, на небе, в сонме иерархов предстоять Христу Спасителю нашему, Ему же слава во веки. Аминь.

по книге «Жития Святых св. Димитрия Ростовского»