Главная > Статьи > Жития Святых > Житие святого ОТЦА НАШЕГО АНДРЕЯ, аpxиепископа Критского
23.10.2015

Житие святого ОТЦА НАШЕГО АНДРЕЯ, аpxиепископа Критского

Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разреши­лась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивши Себе хвалу устами сего немого отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах.

Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, секретарем. Свя­тый Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подви­заясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему ди­вился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми. По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцев, в царствование императора Константина Брадатаго, против злочестивой ереси единовольников (монофелитов – ересь заключалась в том, что монофелиты, хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, но допускали в нем лишь одну волю). На сей собор тогдашним святейшим патриархом Иерусалимским Феодором был отправлен и сей блажен­ный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриapxy нельзя было отправиться на собор в Констан­тинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцев. После окончания собора святой Андрей возвратился во Иepyсалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручении патриаpxa, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу.

После сего в правление императора Юстиниана второго Андрей был назначен архиепископом в Крит. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгоня­лись его молитвами. Однажды на остров Крит напали прибывшие  на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем, святым Андреем, заперлись христиане. Но сара­цыны воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не opyжиeм, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя,  которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов.  Его молитвы имели большую силу: ими он во время  бездождия и засухи  низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие.

Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в время Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими по­хвалами Пречистую Деву Богородицу. По каким то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрешем и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святой провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита, Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руце Божии свою душу. Блаженный Андрей с честью пас вверенное ему стадо словесных овец и сопричислен к лику святых иepapxoв, предстоящих пред престолом Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Ему же возсылается слава во веки. Аминь по книге «Жития святых св. Димитрия Ростовского»