Главная > Толкования > Быт. XV, 1-15.
12.04.2016

Быт. XV, 1-15.

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика

Примечай человеколюбие Господа, как скоро и не медля Он вознаграждает Своими благодеяниями Своего подвижника, укрепляя таким образом и обновляя его силы. Было слово Господа к Авраму в видении ночью. Для чего ночью? Для того, чтобы слова Его были приняты в безмолвии. И говорит ему: не бойся, Аврам, — примечай особенное попечение Божие. Для чего сказал: не бойся? Так как он, мало заботясь о дарах царя Содомского, презрел столь великое богатство (Быт. 14:21-24), то Бог и говорит ему: не бойся, что ты презрел такие дары, и не думай, будто ты от того потерял. И чтобы еще более возбудить его дух, говоря с ним, присовокупляет к слову также его имя: не бойся, Аврам. И то ведь не мало служит к ободрению, если произносится имя того, кто призывается. Потом говорит: Я защищаю тебя. И это изречение многозначительно. Я, Который воззвал тебя из земли халдейской; Я, Который привел тебя сюда; Я, Который освободил тебя от опасностей в Египте; Я, Который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, — Я защищаю тебя. Я, Который каждый день более и более прославляю тебя перед всеми, — Я защищаю тебя, то есть Я подвизаюсь за тебя, Я побеждаю за тебя, Я промышляю о тебе и все тяжелое превращаю для тебя в легкое: награда твоя, сказано, будет весьма велика.

Ст. 2-3 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой

Когда Господь обещал ему награду, и награду великую, очень великую, тогда он, обнаружив скорбь своей души и постоянно томившее его уныние по причине бездетности, сказал: Господи, что такое Ты мне дашь? Вот я уже достиг глубокой старости, и отпускаюсь бездетным. Смотри, как еще в древности любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни отпущением. Подлинно те, кто с усердием подвизаются в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, поистине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и уз. Для живущих добродетельно смерть именно есть переход от худшего к лучшему, от жизни временной к непрестающей, бессмертной и нескончаемой.

Великую скорбь души показывают такие слова. Он как бы так говорит Богу: я не удостоился и того, чего удостоен мой раб; я умру бездетным, и безродным, и вот этот мой раб будет наследником и того, что уже мне дано от Тебя, и того, что Ты мне несколько раз обещал, говоря: потомству твоему отдам Я землю сию (Быт. 12:7; 13:15). Примечай и здесь добродетель праведного. Имея в душе такие помыслы, он никогда не досадовал, никогда не роптал; нет, и теперь, ободренный словами Божиими, он с упованием приступает к Господу, объявляет ему смущение своих помыслов и показывает рану своей души — почему и получил скорое врачевание: и было, сказано, слово Господа к нему.

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником

Если для исправления недостаточно слов Авраама, послушай изречение Бога, осуждающего наследование такого рода. Не будет он, — сказано, — твоим наследником, но тот, кто произойдет от тебя, будет твоим наследником. О ком же другом Он говорит? Ведь также и Агарь родила ему сына Измаила (см. Быт. 16), но Он говорит не о нем, а о святом Исааке. И поэтому Он добавил: кто произойдет от тебя. Ведь тот поистине произошел от Авраама, кто родился в законном браке. В Исааке мы можем узнать того поистине законного сына, Господа Иисуса, о Котором в начале Евангелия от Матфея мы читаем, что Он был Сын Авраама (Мф. 1:1); Который поступал как истинный потомок Авраама, украшая наследие прародителя. Через Него Авраам обратился к небу и познал, что слава его потомства будет не менее яркой, чем сияние небесных звезд. Ибо как звезда от звезды разнится в славе, так и воскресение мертвых, — сказал апостол. Даруя приобщение к Своему Воскресению, Господь сделал людей, которых смерть обыкновенно скрывала в земле, причастниками Царства Небесного.

И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков

Что же означают слова: И вывел его вон? Пророк выводится как бы вон, чтобы он вышел из тела и увидел ограниченность покрывающей его плоти, и разлитие, и словно некое сошествие Духа Святого. И нам тоже следует выйти из этой ограниченности нашего телесного пристанища, очистить жилище нашей души от всякой нечистоты и извергнуть скверну неприязни, если мы хотим получить дух мудрости, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1:4). Авраам же поверил не потому, что прельстился засвидетельствованным золотом или серебром, но потому, что уверовал сердцем в праведность. Тот, чья заслуга была проверена, тот получил награду.

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность

Итак, научимся и мы от праотца веровать словам Божиим и уповать на Его обетования, не исследовать их по собственным соображениям, а показывать благодушие. Это может нас и праведными сделать, и скорее предуготовить к получению обещанного от Бога. Аврааму Бог обещал, что от семени его произойдет великое множество потомков, и обещание это было выше естества и порядка человеческих дел, почему вера и доставила ему оправдание перед Богом. Но нам, если будем внимательны, обещано гораздо большее — такое, что может далеко превзойти всякое человеческое понятие. Только будем веровать в силу Обещающего, чтобы и оправдание приобрести от веры, и получить обещанные блага. То, что нам в особенности обещано, превышает всякий человеческий разум и превосходит всякое рассуждение. Настолько велики обетования!

И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение

Подтверждение завета Бога с Аврамом

«Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского…» Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского вместе с отцом его Фаррой был следствием особого божественного призвания, но он молчаливо заставляет это предполагать (Быт 12.1), а первомученик Стефан даже определенно свидетельствует об этом (Деян 7.2-3).

Указывая на факт изведения Аврама из отечественной земли и на цель этого факта, Бог тем самым хочет дать Авраму новое доказательство непреложности и верности Своих обетований.

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею

Аврам видел, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, и теперь слышит, что земля эта будет дана не ему, а его семени, и потому о том, что должно было совершиться не в его время, желает узнать, как это будет, и как семя его войдет в эту землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга; или придут другие народы, истребят ее жителей и сделают землю для нас пустой; или мое семя сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие; или земля поглотит жителей за дела их; или сами жители переселятся в другую страну от голода, или побуждаемые какой-либо молвой, или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов его семя получит землю в наследие. Но Бог знал, чего хотел Аврам, и вместе с желаемым открыл ему также то, о чем тот не просил.

В том, что Аврам от приготовленной им жертвы отгонял хищных птиц, Бог показывал ему, что его семя за грехи свои будет злострадать, но по молитвам праведников спасется. В образе огненной печи (Быт. 15:7), нисшедшей с неба, Бог давал ему разуметь, что спасение будет послано с небес, когда не останется среди них праведников. Телица трехлетняя, коза трехлетняя и овен трехлетний изображали или то, что потомки Аврама будут избавлены от рабства через три поколения, или что из их среды произойдут цари, священники и пророки. Рассечение пополам животных предзнаменовало разделение потомков Аврама на колена (см. Быт. 49:1-28; Ис. Нав. 13-19), а то, что птицы не были рассечены, означало их взаимное согласие.

Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя

Трехлетняя телица, трехлетняя коза, трехлетний овен,горлица и молодой голубь являются прообразом всех народов. Написано, что они трехлетнего возраста, потому что всем народам предстояло уверовать в таинство Троицы. И вот, вся Церковь кафолическая имеет не только духовных членов, но и плотских, поскольку, утверждая, будто они веруют в Троицу, они все-таки остаются плотскими, так как не стремятся избегать грехов и пороков. Поскольку вместе с плотскими находятся и духовные, то и добавлены горлица и голубь под горлицей и голубем можно понимать людей духовных, под тремя другими животными — людей плотских.

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

Обратите особое внимание на то, что сказано об Аврааме: он разделил животных пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек, — говорит Писание. Почему же так, братья? Потому что в Церкви кафолической плотские люди разделяются, а духовные — нет, и, как Писание говорит, они разделяются друг против друга (ср. Мф. 12:25). Почему плотские люди разделяются и противостоят друг другу? Потому что все порочные любители мира сего не стремятся избегать разделений и ссор между собой: они потому разделены, что противостоят друг другу. А вот птицы, то есть люди духовные, не разделены. Почему так? Потому что у ниходно сердце и одна душа (Деян. 4:32) в Господе, потому что им свойственно хотеть одного и того же и не желать одного и того же. Горлицы и голуби, упомянутые выше, уж точно похожи на такие души. Горлица символизирует чистоту, голубь — простоту. Все богобоязненные люди в кафолической Церкви, понятно, чисты и просты, так что могут вторить псалмопевцу:кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54:7); и еще сказано: И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих(Пс. 83:4).

Плотские люди, способные разделяться, находятся под давлением тяжких оков порока — люди духовные устремляются ввысь на крыльях различных добродетелей. Словно на двух крылах, то есть двух заповедях любви к Богу и ближнему своему, они поднимаются на небеса. Вместе с апостолом они могут сказать: Наше же жительство — на небесах (Фил. 3:20). И когда священнослужитель говорит «Горе имеем сердца», они с твердостью и рвением могут сказать «Имамы ко Господу», но не часто и не многие люди в Церкви могут утверждать это ответственно и правдиво.

Итак, Авраам не разделил птиц, потому что духовные люди, имея одно сердце и одну душу, как я сказал, не могут отделиться от любви к Богу и любви к ближнему. Они восклицают с апостолом: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение? (Рим. 8:35), и далее следуют другие возможные причины, пока не сказано так: ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Потому мучения не могут отделить от Христа людей духовных, а людей плотских может разделить даже праздная сплетня. Жестокий меч не разделит первых, плотское чувство может сделать это со вторыми: ничто суровое не сломит людей духовных, но плотских может подкупить даже льстивое слово. Вот поэтому Авраам разделил животных пополам, а птиц не разделил.

И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их

Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними, означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных, о чем Господь говорит в Евангелии: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24:21).

Ст. 12-16 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась

Показав это Авраму, Бог говорил: ведый увеси (о чем и хотел ты знать), яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них. И поработят я… лет четыриста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству. Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сихже изыдут семо с имением многим. Ты же отыдеши ко отцем твоим… в старости добрей. В четвертом же роде возвратятся семо. А прибавленное: не бо исполнишася греси Аммореев до ныне, — показывает, что не исполнилась еще мера грехов, за которые бы Аммореи по правде подверглись конечному истреблению мечом.

Сон нападе на Аврама. Как сон напал на Авимелеха (Быт.20:3), так напал сон и на Аврама, когда Бог явился ему, заключил с ним завет, изрек, что десять народов будут в рабстве у семени его, и что вся земля, от реки египетской до Евфрата, отдана будет в наследие семени его.