Главная > Толкования > Быт. XVII, 1-9.
12.04.2016

Быт. XVII, 1-9.

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен

Спустя девять лет патриарх получил Измаила от рабыни и думал, что в нем, наконец-то, исполнятся обетования. Аврам был, говорит Писание о праотце, восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила (Быт. 16:16). Между тем Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, подобно золоту, которое очищается долгое время в горниле, добродетель праведника явится в искушении еще чище и светлее (ср. Прем. Сол. 3:6). Когда же, написано, Авраму сталодевяносто девять лет, Бог явился ему вновь. Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие.

и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя

В знак этого Он изменяет имена Авраму и Саре

«и поставлю завет Мой…» Или, как можно перевести ближе к еврейскому тексту: «и дарую завет Мой», т. е. дарую исполнение того самого завета, который Я благоволил некогда заключить с тобой (15 гл.; речь, очевидно, идет о главном пункте этого завета — о рождении Исаака и происхождении от него многочисленного потомства, о чем и говорится дальше).

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал

«И пал Аврам на лице свое…» Это выражение глубокого смирения, радостной благодарности и доверчивого преклонения пред неисповедимыми судьбами божественного Промысла (17 ст.; Быт 24.52; Чис 16.22; Лев 9.24; Руфь 2.10).

Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов

«вот завет Мой с тобою…» Повторяя Свой завет с Аврамом, Бог теперь более раздельно излагает его условия и обязательства для каждой из двух договаривающихся сторон, благоволя начать это с самого Себя («Я — вот завет Мой»).

«ты будешь отцом множества народов…» Бог обещает Авраму, что он станет не только отцом многочисленного еврейского народа, но и целого ряда других народов, как то: измаильтян, идумеев и агарян, а также и «отцом всех верующих», как обрезанных, так и необрезанных, но соединенных с ним верой в Господа Иисуса Христа (Быт 12.2;Быт 13.16; Быт 15.5; Рим 4.11-12; Рим 9.7-8).

и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов

Бог изменяет имя Авраама, добавив одну букву, так, чтобы вместо Аврама он назвался Авраамом, то есть, чтобы вместо «бесполезный отец», согласно переводу, его называли «возвышенным отцом», «избранным отцом», или же вместо просто «отец» — «отцом сына». Он был «бесполезным», потому что не знал Бога, но стал «избранным» после того, как познал Бога. Он был «отцом», когда имел ребенка от служанки, но не был «отцом сына», потому что у него не было сына, рожденного в законном браке. Когда Сара родила, он стал «отцом сына».

и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя

Давайте вернемся теперь к дару Божию, ибо нет ничего его совершеннее. Действительно, что может быть лучше мудрости, что хуже тщетной суеты, что отвратительнее суеверия? Поэтому как тому, кому обещана полнота совершенства, Бог говорит Аврааму: весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя, потому что у верного целый мир богатства (ср. Прит. 28:20), и он плодится, а не сокращается, как глупец. От Авраама происходят народы, то есть вера его передается народам и царям века, которые уверовали и покорились Господу Иисусу, Которому сказано:цари принесут Тебе дары (Пс. 67:30). И это вполне справедливо, потому что из рода Авраама не только будут цари по достоинству, но также такие цари, которые не будут служить греху, и зло не победит их, потому что смерть не будет иметь над ними власти (ср. Ос. 13:14; Рим. 6:9; Откр. 20:6).

Мы также узнали, что открытия благого ума — царские и знатные, поскольку, подобно Аврааму, он не имеет многочисленного посредственного поколения, но изобилует царским потомством. Ему была дана земля в полное владение, чтобы он властвовал над телом и не был пленником плотских наслаждений, но чтобы плоть покорно несла должную службу уму. Образ Авраама, очевидно, обозначает тайну Церкви, которая благодаря наследию веры обладает всем миром. Хорошо он назван «избранным отцом звука», «отцом веры» (ср.Рим. 4:11), «отцом благочестивого исповедания».

и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя

«и поставлю завет Мой… завет вечный…» Слово «век» в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл; оно указывает на завершение или окончание известного периода, после которого имеет открыться новый «век», т. е. начаться новый период (Евр 1.3). В данном случае «вечность» завета означает продолжение его до конца периода ветхозаветной церкви и до наступления новозаветных времен; по отношению же к сим последним оно имеет абсолютное значение, при условии соответствующих изменений (Мф 28.20;1Кор 15.28).

и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом

«и дам тебе и потомкам твоим… всю землю Ханаанскую во владение вечное…» Торжественное заключительное обещание, которым заканчивается ряд обязательств завета со стороны Бога. Вечность обладания Палестиной имеет точно также условный характер, простирается до конца отдельного и самостоятельного существования еврейского государства.