Главная > Толкования > Ис. XLIII, 9-14.
16.03.2021

Ис. XLIII, 9-14.

Вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия? или яже исперва кто возвестит вам? да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат и да рекут истину

Совершенно никто не мог когда-либо возвестить этого, т.е. того, что произойдет с ними. Вам принадлежит возвещение о том, что касается вас и иных, а тем не принадлежит возвещения даже о том, что касается их. Итак, кто сможет все это возвестить? «Пусть представят свидетелей от себя», – как бывает на суде; «и оправдаются». Если они смогут показать свое право и будут говорить правду, то Я не боюсь исследования и не оставлю без внимания. «Пусть представят свидетелей от себя», если они таковых имеют, людей ли, каковы суть пророки и вы, потерпевшие наказания, или книги, в которых Я говорил прежде о многом и исполнил. Смотри, Он скромно и без всякого насилия показывает право! Итак, после того как Он обличил теперь врагов, Он обращается с речью к евреям.

Будите Ми свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок Мой, егоже избрах, да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет

«А Мои свидетели, говорит Господь, вы». Разве Я не исполнил потом истинно того, что предвозвестил? Хотя Я, говорит Бог, Сам по Себе достойный и верный свидетель, однако, и вы также будьте Мне свидетелями. Смотри, как Бог премудро показывает Свое право: сколько раз Он говорит в Евангелии: «Я Сам свидетельствую о Себе» (Ин.8:18)«свидетельство Мое истинно» (Ин.8:14)«и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Ин.8:18); так и здесь говорит: «раб Мой, которого Я избрал», – называя свидетелем и пророка. Это, говорит, Я говорю ради вашего спасения, «чтобы вы знали и верили Мне, и разумели». Видишь ли, Он всегда предпочитает веру мудрости?

«Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет». Итак, что же должно сказать о Сыне? Не думай, что Рожденный не есть также Бог, но что сотворенный не может быть Богом. Видишь ли, Он всегда и везде полагает пред нашими глазами Свою вечность и творческую силу; как Он представил нам в доказательство Божества то, что не имеет начала, так теперь – вместе с творческою силою, показал предвидение. Такими-то знамениями и примерами Он показывает нам Бога.

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Вы, говорит, не молили Меня и не убеждали, чтобы Я был вашим Спасителем, но Я пожелал вашей свободы по Своей воле. Не думай, что такая свобода совершилась случайно; Сам Я, говорит, предвозвестил и потом исполнил.

Ст. 12-13 Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это

«Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас», т.е. явно «предрек». Где те боги, которым вы закалали и приносили жертвоприношения? Чтобы вы не говорили: идолы ничего не предвозвестили по своей воле и намеренно, «предрек», говорит Бог, и, тем не менее они не могли возвестить вам ничего. Я же, говорит, хотя и укорял Меня ассириянин, внезапно проявил Свое могущество.

«И вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?» Видишь ли силу над всеми силами? Видишь ли власть, господствующую над всеми господствами?

Тако глаголет Господь Бог, избавляяй вас, святый Израилев: вас ради послю в Вавилон и воздвигну вся бежащыя, и Халдее в кораблех свяжутся

«Ради вас Я послал в Вавилон», т.е.: вас ради Я предам их мучению.