Главная > Толкования > Мф., 83 зач. (второе), XXI, 12-14, 17-20.
14.07.2022

Мф., 83 зач. (второе), XXI, 12-14, 17-20.

Ст. 12-13 И войдя Иисус в церковь, изгна вся продающия и купующия в церкви, и трапезы торжником испроверже, и седалища продающих голуби. И глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется, вы же сотвористе и вертеп разбойником

Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея — задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: кое знамение являеши нам (Ин. II, 18)? а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, — молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме, и называли Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, не смотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исаии: дом Мой дом молитвы наречется. И не этим только показывает Христос Свою власть, но и тем, что исцеляет различные болезни. Приступиша, говорится, к Нему хромии и слепии, и исцели их. И здесь Он являет Свою силу и могущество. Но иудеи не трогались и этим, но видя и последние чудеса Его и слыша отроков, прославляющих Его, сильно негодовали и говорили Ему: слышиши ли, что сии глаголют? Христу лучше бы надлежало сказать им: слышите ли, что сии глаголют? Ведь отроки воспевали Его, как Бога. Что же Христос? Так как иудеи противоречили столь очевидным знамениям, то Христос, чтобы сильнее обличить их и вместе исправить, говорит: несте ли чли: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? И хорошо Он сказал — из уст, так как слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала несовершенным еще языком их. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины убедительно и с верою, — и вместе немало утешало и апостолов. Именно, чтобы апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам, отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба! Итак, поелику много было причин, от которых раздражались иудеи, например, толпы народа, изгнание из храма торгующих, чудеса, пение отроков, то Христос опять оставляет их, чтобы утишить их гнев, и не хочет предлагать им Своего учения, чтобы они, снедаемые завистью, не пришли еще в большее негодование от Его слов.

И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их

Храм – это домъ молитвы – дом Божий, и поэтому дом милости для всех слабых, хромых, слепых. Они исцеляются от всех болезней Богом, непосредственно или опосредованно. Молитва – посредник; она низводит целительную силу Божью на больных, особенно через священников, а иногда и непосредственно. Воплотившись, Богочеловек претворил тело человеческое в дом Божий, ибо Им тело человеческое стало телом Божиим. Поэтому Церковь есть и называется телом Христовым, телом Богочеловека. Христиане – сотелесники этого Богочеловеческого тела, которое есть дом Божий – домъ молитвы. Поэтому все настоящие христиане – «свои Богу» (Еф 2:19). Исцеление всех недугов совершается в Церкви, которая есть дом Божий, тело Христово. В ней как таковой пребывают и струятся все Божественные силы; а они не терпят ничего болезненного, смертного, греховного, диаволова, но все это изгоняют из человека, исцеляя его от всех болезней и недугов.

Ст. 17-22 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите

О смоковнице, молитве и вере

Каждая вещь в этом мире имеет свою богозданную логосную цель и назначение. Смоковница: чтобы рождала смоквы; ангел, чтобы служил Богу; человек, чтобы уподоблялся Богу; пчела, чтобы собирала мед. Не исполняя своего назначения, каждое творение подпадает под проклятие Творца, явно или тайно. Богочеловек и пришел в этот мир, чтобы все вернуть к своему божественному назначению. Он Один и знает назначение каждого творения, каждой твари; Он Один и имеет могущество каждому творению дать силы для исполнения своего Божественного назначения. Пример смоковницы: смоковница существует в мире – чтобы служить человеку; а человек? чтобы служить Богу. Как человек служит Богу? Верою. Вера же значит: всему, всем существом, всеми силами своего существа жить Богом, в Боге, ради Бога. Только так человеческое существо приносит Богом назначенный плод. В противном случае: оно засыхаетъ; пересыхают Божественные источники в нем; его существо, не политое небесной росой благодати, и вне поднебесья Божественных сил – вянет, засыхает, остается без плода. Человек без веры в Господа Христа имеет вид человека, но не дела, которые нужны; как смоковница: имеет вид и листья смоковницы, но не имеет плода. И сбывается пророческое слово Спасителя: «Безъ Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5); то есть, если человек не свяжется органически, как привой, с животворным существом Богочеловека Христа (Ин. 15:6). А прививает человек себя на Богочеловека подвигом веры, и силы и Божественные соки Богочеловека начинают струиться через существо человека, оплодотворять его, и оно «приноситъ много плода» (Ин. 15:5): оно рождает все, что есть божественного, бессмертного, вечного. Вера обоготворяет человека, и делает его «богом по благодати», и все, что он делает, будет божественно, бессмертно, вечно. Человеку такой богочеловеческой веры все возможно; он словом может и горы передвигать и ввергать их в море. Отношение его к Богочеловеку – все из молитвы, в молитве: Все, чего ни попросите въ молитве съ верою, получите (стих 22). И при этом вот какое Богочеловеческое благовестие: «Все, чего ни будете просить въ молитве, верьте, что получите, и будетъ вамъ» (Мк. 11:24). Ибо для Богочеловека, пребывающего в верующем, ничего невозможного нет. По всеистинному слову самой Истины: «Если пребудете во Мне и слова Мои въ васъ пребудутъ, то, чего ни пожелаете, просите, и будетъ вамъ» (Ин. 15:7). Главное: при помощи святых евангельских тайн и святых евангельских добродетелей соединиться благодатно-органически с Господом Христом. Ибо только так, только через благодатно-добродетельное охристовление, человеческое существо становится богочеловечески бессмертным и богочеловечески всемогущим.

Молитва всемогуща, когда? Когда исходит из богочеловеческой веры, которая объединила все существо человека с Богом. Такая молитва и разумна, и продолжительна, и всесердечна. Исполняется евангельское слово святого Апостола: «Будьте благоразумны и бодрствуйте въ молитвахъ» (1 Пет. 4:7). И еще благовестие Святого Златоуста: «Слушай Бога в заповедях Его, чтобы Он послушал тебя в твоих молитвах». И рядом с этим заповедь святого Воанергеса: «чего ни попросимъ, получимъ отъ Него, потому что соблюдаемъ заповеди Его и делаемъ благоугодное предъ Нимъ» (1 Ин. 3:22). Тогда человек получает власть над видимой природой, над природными законами. И так христианин, и так христиане становятся «соработниками у Бога» (1 Кор. 3:9).

Евангельская смоковница – это символ «имеющихъ видъ благочестiя, силы же его отрекшихся» (2 Тим. 3:5); то есть они имеют вид благочестия, но не живут благочестием, его Божественной, Боготворящей силой. Ибо благочестие – это не что иное, как жизнь по Богу, жизнь в Боге, жизнь ради Бога. А такая жизнь делает человека могущественным и всемогущим, божественно могущественным, божественно всемогущим, ибо в нем живет Бог, и из него действует Бог и все силы Его. По Своему безмерному человеколюбию, Господь Христос всегда жаждет человеческого спасения, человеческих божественных дел и подвигов. Поэтому Он неожиданно и невидимо приступает к каждому человеку, к каждой человеческой душе, чтобы увидеть, есть ли на ней Божественный плод, т. е. есть ли на ней евангельские добродетели, которыми Богочеловек питается в нашем человеческом мире (Ин. 4:32–34).