Главная > Информация > Соборование

Соборование

Если Таинство Елеосвящения совершается в храме, то его совершает собор священнослужителей числом до семи (отсюда и второе название Таинства), однако в особых случаях допускается дозволяется совершение Соборования и одному священнику.

Перед началом Соборования в храме ставится стол, на который водружают блюдо с пшеницей, символизирующей обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. В случае необходимости пшеницу можно заменить иными злаками, например, рожью, рисом или овсом. На блюдо среди зерен устанавливается пустой сосуд (лампаду), в который во время Соборования будут налиты елей и вино. Об употреблении двух этих веществ как средства врачевания упоминается в притче Господней о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны найденного им на дороге избитого человека. Особо подготовляются стручья (палочки), обернутые ватой, которые будут употреблены для помазывания верующих елеем, — они устанавливаются вертикально в сосуде с пшеницей. По обычаю туда также ставится семь свечей.

Чин Елеосвящения состоит из трех частей. Начинается он молебным пением, за которым следует освящение елея. При этом священник вливает в пустой сосуд, стоящий на пшенице, елей как видимый знак благодати исцеления и вино в знамение крови Христовой, излиянной на Кресте для спасения людей. Затем он смешивает эти два вещества лжицей.

Возжигаются семь свечей, установленные над сосудом с елеем, а также свечи, которые держат в руках священники и все, кто присутствует при Соборовании. Священники читают молитву, в которое испрашивается, чтобы Господь, исцеляющий души и телеса, Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти, скверны плоти и духа и всякого зла. Во время чтения этой молитвы поются тропари Господу Иисусу Христу, апостолу Иакову, брату Господню по плоти, святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, великомученику Димитрию, великомученику и целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице.

Далее совершается семикратное помазание верующих освященным маслом – в ознаменование семи даров Духа Святого, а также в воспоминание о семи молитвах и поклонениях пророка Елисея, которыми он воскресил отрока, о числе погружений Неемана в воду Иордана перед тем как он очистился, а также о семи молитвах пророка Илии, которыми небо отверсто было и пролил дождь.

Перед каждым помазанием звучат чтения из Апостола, затем читаются отрывки из Евангелия. После ектении с прошениями о здравии больного и о прощении ему грехов произносится особая молитва. Далее, согласно указанию Требника, «вземлет иерей стручец и, омочив во святый елей, помазует болящего крестообразно на челе (лбу), на ноздрях, на ланитех (щеках), на устех, на персех (груди), на руках обе на стороны (ладони с обеих сторон)». Это делается в знак очищения чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего, чем мы могли согрешить. При этом священник, обращаясь к Богу, Врачу душ и телес, исцеляющему всякий недуг и избавляющему от смерти, просит исцелить страждущего человека от телесной и душевной немощи, оживотворить его. Эта тайносовершительная молитва произносится во время Соборования семь раз, при каждом помазании.

После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие; книгу поддерживают священники, а первенствующий из них, не возлагая рук, читает разрешительную молитву. После молитвы больной целует Евангелие. В случае, если Таинство совершается в храме надо многими людьми, приступающие к Таинству становятся ближе к Евангелию и приклоняют головы.

По завершении Елеосвящения принявшие Таинство испрашивают у священников благословения и прощения.

«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные», – говорится о нем в катехизисе. В Евангелии мы читаем, как, «призвав двенадцать (апостолов), начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 7, 12-13).

Апостол Иаков напоминает о связи исцеления с прощением грехов: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15).

При Соборовании отпускаются грехи, о которых человек забыл на исповеди, но не те, которые из-за ложно понятого стыда он утаил перед священником. Таким образом, по слову преподобного Амвросия Оптинского, сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, если будет на то воля Божия.

Глубоко ошибочным является мнение, будто Соборование должно совершаться только один раз в жизни. Неправильно воспринимать его как акт приготовления к смерти, ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Столь же неверно думать о нем как о действе, автоматически гарантирующем избавление от всех телесных болезней, или средстве, которое освобождает от выполнения медицинских предписаний. Исцеление – свободный акт Божественной любви и не может являться автоматическим результатом чьих-то действий. В Таинстве Елеосвящения человек получает духовную поддержку и благодатную помощь в той мере, в какой это по Промыслу Божию нужно для его спасения.

С вопросами о том, как правильно подготовиться к Таинству, с различными недоумениями, связанными вашим участием в нем, следует обращаться к священнику.

Приступать к Таинству могут православные христиане не младше семи лет. Елеосвящение совершается как на дому над одним болящим, так и в храме над страдающими различными недугами людьми, которые в силах добраться до церкви, а также над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству. По существующему в Русской Православной Церкви обычаю общее соборование в храмах совершается в дни говения — в период Великого и, реже, Рождественского поста. Принято приготовлять себя к Таинству покаянием и исповедью; после или прежде Соборования христианин приобщается Святых Христовых Таин.